Дислексия: родителям о нарушениях письма

Дислексия: родителям о нарушениях письмаКак цельным нам добро не тайна, обучение грамоте одна из главнейших задач исходной школы. Удачное усвоение ребенком способностей чтения и письма в младшей школе служит закладом эффективности в итоге предстоящего обучения. Но, как указывает статистика, от 7 до 10% русских младших школьников испытывают трудности в овладении чтением и письмом. Диагнозы дислексия и дисграфия теснее не звучат как понятные только лишь одностороннему кругу профессионалов определения, а крепко входят в лексикон учителей исходных классов и родителей их воспитанников. Каковы же предпосылки этих проблем? Как сориентировать воспитаннику их преодолеть? На эти и иные плотно возникающие у родителей вопросцы мы попытаемся ответить в принесенной статье.
Письменная речь непростой психологический процесс, протекающий на базе взаимодействия самых разнообразных функций: речи, восприятия, памяти, чувств, мотивов и поведения жителя нашей планеты. Сиим разъясняется свободная уязвимость процесса письма при нарушении хоть какого из звеньев пострадает в той либо другой ступени целая налаженность. Испытаем представить акт письма в внешности последующей цепочки деяний:
— звукоразличение;
— отношение опознанных звуков с буквенными знаками;
— перекодировка символов в порядок движений руки.
Какими же способностями обязан владеть первоклассник, чтоб счастливо сделать целый этот многоступенчатый путь и щепетильно вывести на односторонней линейке классическое: У Шуры шары? Основной и главнейшей предпосылкой овладения письмом, формируемой задолго до начала школьного обучения малыша, приходит сформированность устной речи, случайное владение ею, способность к речевому анализу и синтезу. Дефектное произношение ребенком отдельных звуков либо их групп, подмена в устной речи одних звуков вторыми, искажение слоговой структуры слова, ошибочное применение грамматических форм, бедность словаря соответственны привлечь родительское внимание никак не позднее 4 5 лет и послужить предлогом для безотлагательного обращения к логопеду. Ежели нарушения устной речи не будут впору выявлены и исправлены, то это может в последующем не только лишь затруднить общение малыша с окружающими, да и оказаться суровым препятствием к овладению грамотой. В данном варианте вы рискуете прочесть в один прекрасный момент в тетради возлюбленного чада: жалзавел зелезный замок или жверь потшитал в сосаде добыцу. Этакого рода оплошности принято именовать косноязычием в письме.
Но неименье нарушений произношения еще не гарантия того, что у малыша хватить добро сформирован фонематический слух (способность распознавать, распознавать звуки речи). Время от времени нарушения звукового анализа и синтеза выявляются только лишь в ходе обучения грамоте, иногда в тетради малыша вдруг возникают странноватые оплошности: пропуски букв, необычно при стечениях согласных или в многосложных словах (сплеск вды, почустал), перестановки (втроник), подмены (продил, соберадся бродил, забираться), ошибочное употребление грамматических форм (аграмматизм). Нарушения фонематического слуха могут водиться выявлены только лишь в ходе досконального логопедического обследования. Ежели вы подозреваете, что звуко-буквенный анализ у малыша нарушен, то до визита к логопеду (тот или иной обязан состояться обязательно) можнож провести семейное экспресс-обследование состояния фонематического слуха. Попросите малыша повторить должно серии слогов: КА-ПА-ТА, БА-БА-ПА, СА-ША-СА, АТЬ-АЧ-АТЬ. Ежели ребенок верно повторяет главную серию слогов и затрудняется при попытке повторить другие, то нарушение фонематического слуха налицо. Предложите именовать по картинам слова, выдающиеся только лишь один-одинехонек звуком (почка-бочка, сова-софа, крыса-кровля), поправить на слух оплошности (Верно я разговариваю: У мальчугана хворает суп? А Мать сварила куриный зуб?). Надлежит также беспременно проверить состояние физического слуха малыша у отоларинголога.
Не считая обрисованных выше, можнож следить на письме у малышей и экие специальные оплошности, как подмены букв, сходных по начертанию (б-д, у-и, п-т), корявый, неряшливый почерк, несоблюдение строчки. Подготовка порядка глаз-рука к письму берет свойское начало в дошкольном возрасте, иногда ребенок обучается живописать, лепить из пластилина, собирать мозаику, нанизывать на нитку бусинки. Ежели небольшие движения руки к причине обучения грамоте развиты недостаточно, то ребенок застревает на заключительном звене акта письма, без остатка переключая интерес на графическое оформление, тот или другой вызывает у него трудность. Эким детям может сориентировать пальчиковая гимнастика и вышеописанные занятия (рисование, лепка, собирание мозаики).
Ежели ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни при каких обстоятельствах не браните его за множество ошибок, не корите в лени и невнимательности. Это водилось бы равноценно, к примеру, нареканью малыша, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Ежели малыш теснее претерпел школьные неудачи двойки по русскому языку, железные заявки учителя, шутки одноклассников и у него сформировался устойчивый ужас перед письмом, то преодоление данной для нас темы вытребует от вас необычно бережного заинтересованности и тщательного работы. Сделайте жилища милующие обстоятельства никакого непрерывно действующего телека либо звучно играющего магнитофона. Назойливый звуковой фон в квартире приучивает малыша отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое интерес, тот или другой так принципиально сформировывать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телевизионных передач ребенком надлежит исключить без остатка, превосходнее заменить их видеокассетами, тот или другой вы сможете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего невротизирующего, возбуждающего, не соответственного возрасту. У видеозаписи еще есть одно значительное превосходство ее не прерывает назойливая реклама, необычно добро застревающая в ребяческой памяти. Имейтесь готовы к тому, что цельной семье приведется встать на борьбу с хитрым расстройством письма. Ведь стоимость поражения в данной для нас войне очень крупна школьная дезадаптация, крепкий комплекс неудачника и, в итоге, извержение малыша, иногда располагающего высочайшие интеллектуальные характеристики, из совместного потока на обочину жизни.
Он еще таковой малый, неокрепший, плотно недомогает, — могут пошевелить мозгами предки первоклассника, внимая советам опытных бабушек и тетушек. Вот подрастет, сил наберется, и оплошности пройдут сами собой. Не обманывайтесь по сути оплошности не пройдут с процессом периода по мере роста малыша, а часто вырастут сходственно снежному кому. Ведь кроме фонетического принципа письма, где буковка означает звук, ребенку теснее с главного класса приведется завладеть и морфологическим принципом схожего написания одних и тех же долей слова, тот или иной лежит в базе российского правописания. С повышением размера учебного вещества действовать над преодолением ошибок останавливается все сложнее. Потому начинать коррекционную службу надлежит как можнож ранее.
Для наглядности представьте для себя циркового жонглера. Вот он подбрасывает и ловит две кегли, три, четыре Помощник прибавляет артисту все новейшие и новейшие предметы, и вот теснее их круг высоко поднимается у жонглера над котелком, а созерцатели поражаются его ловкости. В сходственной ситуации оказывается и малыш, изучающий управляла правописания. Первоначально он обязан уяснить и выучиться использовать на письме простые жи-ши, ча-ща, чу-щу, позднее круг выученных управлял расширяется, включая в себя наиболее трудные сомнительные согласные, безударные гласные, падежные окончания. И использовать все это множество управлял школьник обязан вместе с тем, в один-одинешенек тексте! Для вывода данной для нас сверхзадачи ребенок обязан иметь хватить крупный размер оперативной памяти, владеть способностью к переключению и распределению заинтересованности. Чтоб развить интерес и память школьника, предки могут употреблять достаточно обыкновенные и цельным знаменитые забавы: Что поменялось?) (На столе раскладывают игрушки, рисунки, любые предметы и требуют малыша уяснить их размещение. Позже испытуемого требуют отвернуться и в это пора что-то меняют, а затем малыша требуют именовать, что поменялось), коллективная забава Назови имена, (Малыши встают в круг и нарекают имена по порядку, а водящий обязан уяснить, в каком порядке стояли соучастники и затем путаницы возвращать цельных на участок в том же порядке). Можнож также пустить ребенку газетный лист с написанными в кавардаке знаками и предложить, к примеру, выделить все буковкы А и вычеркнуть все буковкы О.
Употребление хоть какого из управлял российского правописание представляет из себя трудную многоступенчатую операцию. К примеру, чтоб верно сочинить слово с безударной гласной (вода), ребенок обязан:
1. Задать для себя вопросец А как верно сочинить это слово?). Для определения ошибкоопасного участка требуется развитая орфографическая интуиция, тот или иной вырабатывается в процессе обучения письму.
2. Выделить корень и включить слово в ряд однокоренных словечек (вод, вода, аква, наводнение).
3. Сделать верный выбор в прок буковкы О и записать слово, руководствуясь правилом.
Заметьте, на исполнение в итоге этого шеренги операций у малыша водится в резерве в итоге немножко секунд (то пора, за тот или другой он выводит слог ВО). Проверьте, как способен ребенок исполнять иные многоступенчатые операции, с тот или иной он встречается в быту (к примеру, налить воды в электрический чайник, поставить его на подставку, надавить клавишу, чтоб чайник нагрелся). Отделайте эту способность на доступном бытовом мат-ле, чтоб потом перейти к трудным для малыша с нарушением письма речевым операциям. Можнож поиграть в поиски клада. Загибаем пальцы и запоминаем, как его отыскать: 1 войти в спальню, 2 отыскать голубий предмет, у тот или иной два брюшка и четыре ушка, 3 достать из-под этого предмета ключ, 4 обнаружить ключом ящик стола, 5 брать в ящике стола клад (конфету, наклейку).
Недаром говорится: жилища и стенки подсобляют. Стенки вашего жилища могут оказать для вас неподменную услугу, ежели расположить на их плакаты и таблички, тот или другой посодействуют воспитаннику уяснить правильное написание словечек. Сочините слова колоритными маркерами либо гуашью, ошибкоопасные участка подчеркните, выделите иным цветом. В эти перечни надо включить те слова, в тот или иной ребенок упрямо сооружает оплошности, невзирая на многократное переписывание. Можнож совместно с малышом вырезать злосчастные слова из цветной бумаги либо вылепить из пластилина. Полезно также вывешивать, к примеру, каждую недельку, новейший наряженный плакатик с четверостишьем по сезону, поговоркой, благовидным либо наставническим отрывком из книжки в одно-два предложения. По истечении недельки пусть ребенок нацарапает этот отрывок по памяти. Как указывает опыт, малыши с нарушениями письма с произведением запоминают правописание словечек, к примеру, словарных, и тут для вас могут сориентировать все перечисленные семейные приемы. Словарные слова группируйте по какому-или корпоративному признаку, к примеру: кОрОвА, вОрОнА, дОрОгА два О, одно А. Пусть ребенок сам выделит признак, по тот или иной сгруппировали слова это послужит развитию его логического мышления.
Обратите интерес на то, как вы как правило проводите в семье выходные дни. Не посещает ли так, что предки занимаются родными тяжбами, а ребенок, водясь предоставлен сам для себя, проводит целый на днях за игровой телеприставкой либо компьютерной стратегией? Либо, чтобы не путался под ногами, его теснее с утра пораньше выпроваживают во двор, где подросток теряется до обеда, а затем обеда и до поздней ночи, предоставленный сам для себя? В итоге этакого пренебрежения, встречаются малыши, родившиеся и всю свойскую 7-, а то и одиннадцатилетнюю жизнь прожившие в Москве и ни однажды не побывавшие на Красноватой площади и даже не способные выяснить ее на картинке. Не поленитесь сводить малыша в музей, в зоопарк, в театр, в гости. Для развития речи, в том числе и письменной, нужны переживания, воспоминания, идеи, тот или другой ребенок захотит выразить словесно. И тогда несчастный, только лишь ленивым не обруганный комп из монстра-пожирателя периода перевоплотится в средство самовыражения и развития. Ведь с его поддержкой так примечательно строчить основное в жизни сочинение, к примеру, о походе в лес за грибами оплошности на экране пропадают бесследно, заслуживает только лишь клавишу надавить! Да еще их немедля видно хитроумный текстовый редактор подчеркивает оплошности красноватым и зеленоватым. Ежели у вас пока нет компа, не переживайте с данной для нас функцией примечательно преодолеет папа либо мать. Пусть малыш строчит сочинение азбучным карандашом это и полезно для становления почерка, и оплошности бегло ликвидировать один-одинехонек движением ластика. К сочинению надлежит иметь отношение робко, искренне восхвалять молодого создателя и провоцировать к творенью новейших шедевров, а неминуемые оплошности разыскивать и поправлять надлежащим образом: на главном шаге подчеркиваем буковку, на втором слово с ошибкой. Объясни сам, как верно подобать водиться нацарапано. Равномерно расширяем поле самостоятельного поиска отмечаем палочкой теснее целую строчку с ляпсусом.
Беспременно прямодушно скажите с ребенком о его теме, не опасайтесь данной для нас предмета. Настройте его на борьбу. Можнож немножко романтизировать этот образ: пусть он препровождает себя могучим богатырем, тот или иной приготовляется сильным ударом Клинка Познаний отсечь башки дракону-Дисграфии. Либо суперагентом, тот или иной методом исполнения хитроумных упражнений ворует у хитрой Дисграфии всю ее секретную информацию. Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Эти свойства соответственны воспитываться безпрерывно, не только лишь на учебном мат-ле, да и методом исполнения неизменных семейных повинностей.
В нынешнее время заинтересованному читателю предлагается хватить разнообразный ассортимент логопедической литературы, в том числе и созданной для самостоятельных занятий жилища. Некие предки, вооружившись методическими книжками, мастерят поспешный заключение: Не нужен нам логопед! Все здесь светло. Мы сами справимся. Не соблазняйтесь. Коррекционная занятие, направленная на исправление нарушений письма, очень трудна по собственному содержанию. За ее исполнение берется далековато не каждый спец, располагающий диплом логопеда, а только лишь владеющий подходящим опытом. Логопед ваш лоцман на пути по непредсказуемому дисграфическому морю; надеясь же только лишь на родные множества и здоровый смысл, вы рискуете крепко сесть на мель. Совместно мы беспременно победим. Счастливого плавания!
Субстанция предоставлен православной газетой «Как жить»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники