Священник Илия Шугаев: Научить ребенка добывать информацию, а не пичкать ею

Идеями о современном русском образовании делится протоиерей Илия Шугаев, настоятель Храма Миши Архангела грам. Талдома (Столичная область), создатель бессчетных книжек, посвященных дилеммам подростков.
— Что бы Вы изменили в современном школьном образовании?
— Современное образование располагает те же недочеты, что вся современная западноевропейская цивилизация, тот или иной все наиболее просачивается в нашу абсолютно иную цивилизацию православных (в том числе славянских) государств. Один-одинешенек из этих нехваток будет то, что в иерархии ценностей профессионализм заслуживает выше семейных ценностей. Водится в облика то, что ежели ты спец высочайшей квалификации, то тебя будут почитать самостоятельно от того неплохой ты семьянин либо нет. В этом сообществе ты нужен, сначала как винтик крупный порядка, творящей материальные блага для всеобщего счастья в окончательном итоге, порядка экономической. В области образования это проявляется в том, что ребенок оценивается в основную очередь по шкале успеваемости и степени познаний, а совсем не по его каким-то личным качествам, к примеру, возможности обожать, водиться верным ином. Само собой разумеется, это тоже учитывается, но заслуживает не на основном площади.
Вокруг фурроров в школе вертится вся жизнь малыша, начиная с ребяческого сада, где его теснее готовят, а плотно легко натаскивают на имеющуюся учебу в школе.
В итоге такового положения школа преобразуется в конвейер по производству этих самых винтиков, а не развитых личностей. Не желаю оскорблять учителей, они стараются воспитать личность в детях, но сама порядок образования устроена конкретно как конвейер, оттого, ежели учителям и удается что-то сделать, то не благодаря, а вопреки ей.
Приведу два образца того, что школа не учитывает необыкновенностей личности малыша.
Во-главных, не учитывается даже пол малыша. С 50-х годов вполне пропали школы с раздельным обучением мальчишек и девченок. Хоть какому психологу, и большинству элементарных родителей не тайна, что в школьном возрасте девченки опережают в собственном психическом развитии мальчишек приблизительно на два года. Это водилось постоянно не тайна и Церкви, отчего и разрешалось венчаться девушкам с 14 лет, а парнишкам лишь с 16. Ними в этом возрасте юными людьми достигалась полная внутренняя зрелость и готовность сделать семью. К раскаянию, из-за мощного инфантилизма к современной молодежи это не касается. К примеру, в седьмом классе, обычно, теснее все девченки входят в переходный возраст в то период, как парнишки в большинстве собственном войдут в него лишь в восьмом классе.
Итак, в школах в процесс 10 лет мальчишки посиживают вблизи с девчонками, тот или иной психологически в среднем на два года ветше. Не умопомрачительно, что в русские годы комсорг класса имелась женщина, что предводитель класса имелась женщина, что при подготовке к разнообразным мероприятиям девушки занимали наиболее функциональную позицию. 10-одиннадцать лет девченки и девушки в школьных стенках зарабатывают необыкновенный жизненный опыт. Этот опыт им разговаривает, что мальчишки безответственны, что они неумны и ленивы, что им ничего нельзя поручить, что необходимо все мастерить самой. Девушки зарабатывают опыт управлять юношами, читать им морали, корить их, браниться с ими. Девушки впитывают чувство собственного преимущества над мужским полом.
А парнишки навыворот. Мужское себялюбье дает подсказку, что так не надлежать водиться, но реально они вправду слабее девчонок. В ответ они преимущественно хулиганят, ставят подножки, дергают за косы, швыряются ранцами, преимущественно хорохорятся, обижаясь на девчонок, и в символ протеста женской власти уходят от выполнения повинностей. Девчонки представляются парнишкам выскочками и зубрилами.
В итоге парнишки зарабатывают абсолютно иной жизненный опыт опыт ухода в страну от дел, опыт хулиганского протеста.
А ежели к данной нам картине добавить то, что подавляющее большая часть учителей дамы, и, сообразно, манера преподавания и запроса к воспитанникам дамские, то перед нами вырисовывается картина конвейера по антисемейному воспитанию. Все учителя на теоретическом уровне желают сориентировать детям вырасти и сделать в водящемся превосходную семью, но порядок сооружает все навыворот.
Современное образование не нацелено на личность
Приведу и 2-ой пример того, что в современной школе не учитываются индивидуальности личности жителя нашей планеты.
Мне довелось немножко познакомиться с тринадцатилетним пареньком, у тот или другой мама и отец пьют. Сам он не курит и не пьет, чрезвычайно переживает, что предки пьют, и учителя однозначно молвят, что юноша чрезвычайно благой и отзывчивый. Но, тем более, он никак не вписывается в жизнь этого мира.
Обучаться он не может: плотно приобретает двойки, прогуливает. Не поэтому, что глуповатый, а поэтому, что никакая учеба в башку не лезет, так как все его искренние массы уходят на то, чтоб смириться с тем, что у целых обычные предки, а у него пьют. Ведь ему приходится обожать опустившихся жителей нашей планеты! А это нелегко!
Оттого на уроках он ведет себя неудовлетворительно, плотно собеседует, отвлекается. Учителям приходится ставить его на участок, чтоб сделать рабочую обстановку в классе, приходится время от времени выгонять его из класса. И равномерно начинается травля: Ты двоечник, ты глуповатый, ты отпрыск алкоголика, и сам сопьешься. Искренняя для тебя дорога или в тюрьму, или всю жизнь в кювете опьяненному валяться.
И все это произносится не совсем только взрослыми, в это подсоединяются и одноклассники, они тоже считают его неразумным, развязным, в корпоративном ненормальным.
Уверен, что ежели ничего не поменяется, то пройдет еще года два, исполнится ему пятнадцать, и он сорвется и пустится во все тягостные. Так как этот мир не встречает его. Жилища ему неуютно, в школе ему гнетуще, и ему от этого теснее свободнее нарушить закон: Вы сами окрестили меня хулиганом и злодеем. И отчего я соответствен соблюдать верховодила мира, в тот или иной мне нет участка? Я не из этого мира, и его законы мне не закон!)
И
в том, что жителя нашей планеты затравили будто волчонка, порядок, в тот или иной отчего-то ватерпас образованности, а не доброта и сочувственность приходят аспектами превосходного жителя нашей планеты. Если б никто не приставал к этому ребенку с неотклонимым средним образованием, а выслали его тихо функционировать, то он бы стал неплохим рабочим либо фермером, и никто бы не считал его тупым из-за того, что он не доучился до одиннадцатого класса.
Для таковых деток в современной налаженности образования фактически не предусматривается обычного пути. Это тот вариант, иной раз невписавшегося в совместный формат малыша конвейер лишь изувечивает.
Изведаю сделать решение. Что бы я изменил в современной школе? Нужно сделать школу личностно-направленной. Это благовидно звучит, но выполнить чрезвычайно тяжело. На основном шаге жаждая бы ввести раздельное обучение мальчишек и девченок в крупных школах, а в малокомплектных жаждая бы пропустить целых преподавателей сквозь курсы половозрастной психологии.
— Что в сегодняшней налаженности образования добро? Что неудовлетворительно? Чему оно не учит?
— Добро то, что мы преемники не западноевропейской цивилизации, направленной на фуррор и качество. Наша ценность это наши учителя, тот или иной в большинстве собственном не совсем только примечательные люди и обожают деток, да и не штампуют из их безликих созданий, стараются, чтоб школа не имелась конвейером. Но опять повторю: мастерят это вопреки, а не благодаря современной налаженности образования.
Теперешняя порядок образования не учит самостоятельности, не учит основаниям домашней жизни. Жаждая я мыслю, что для того, чтоб учить самостоятельности в школе, приведется поменять всю налаженность образования. Ежели в классе будет посиживать 30 деток, то основная добродетель воспитанника повиновенье и исполнительность. Но тогда мы не приобретем зрелых и самостоятельных личностей. Обучение самостоятельности это штучная занятие, тут и 10 воспитанников это перегрузка.
И для обучения основаниям домашней жизни нужно еще много поработать, так как я даже не доставляю, как может смотреться светская концепция домашней жизни.
Эти два пробела в воспитании находятся в самой природе современной школы. Ведь школа думала как завод либо фабрика по воспитанию деток, тот или иной обязана прийти на участок кустарного воспитания в семейных критериях. Оттого неминуемы как обезличивание воспитанника (он будто заготовка либо белоснежный лист бумаги), так и отрыв малыша от семьи.
Задачка образования обучить доставать информацию
— Как сделать современное образование действенным?
— Отмечу два причины. Основное. Голодному превосходнее пустить удочку и обучить ловить рыбу, чем легко подкармливать его. В основном случае он будет сытым и трудолюбивым, а в ином сытым и ленивым.
Это можнож правосудно отнести и к учебе. Задачка образования не напичкать малыша информацией, а обучить ее доставать и перерабатывать. По моему воззрению, можнож тихо уменьшить размер преподаваемого, но учить малыша функционировать с первоисточниками, доставая частицы познаний. Познание, приобретенное этаким образом, будет младше по размеру, но наиболее долговременным. Что свободно приобретено, свободно забывается. Познание, приобретенное с работой, будет лежать не на задворках памяти, а постоянно в активе.
2-ое. Образование это к тому же крупный навык употребления познаний. Ежели старшеклассник знает правило буравчика, но в близкой жизни не починил ни одной розетки, то, по моим представлениям, он не приобрел образования.
Работа развивает жителя нашей планеты еще более, чем теоретические познания. Я это светло прочуял лет в 15, иной раз мать попросила меня выстроить туалет на даче. Я первоначально пошевелил мозгами, что это тяжба самое что ни на грызть пустяковое, и я скоро преодолею. Но как принялся за тяжба, сообразил, что тут грызть определенные трудности. Я не зарабатывал такового прорыва в арифметике, решая задачи по тригонометрии, какой приобрел, мастеря примитивный туалет.
Все задачки в учебнике имелись теснее верно сформулированы: вот обстоятельства, вот вопросец. А сейчас я стоял в робости и много размышлял: нужно поставить себе задачку, избрать обстоятельства. У меня в башке водилось 33 варианта того, как можнож сделать туалет: можнож треугольный, а можнож прямоугольный, дверь можнож сделать экую, а можнож иную, окошечко экое, а можнож и второе.
Начал мастерить: основная ошибка, не учел уклон мира, довелось кое-что переделывать. Продолжаю: вновь просчет, было надо скат кровли согласовать с длиной листов сплава, а то приведется резать так, что одни отклонения.
В первый раз я сообразил, как нелегко обмыслить все от начала до точки, все самые небольшие элемента, и позже все довести до точки, чтоб все ручки, крышки, крючки и петельки имелись на площади, и чтоб цельным водилось комфортно. Это водилось главным самостоятельным тяжбой в моей жизни. А самое основное каждые 5 минут приходилось мастерить самому выбор посреди множества вариантов, встречать вывод, ежели что-то не сходилось. Это водилось совершенно не схоже на вывод задач из учебника.
Работа учит ставить впереди себя четкую задачку и решать ее, учит поправлять оплошности, ежели задачка поставлена некорректно. Для увеличения эффективности образования нужно прирастить долю трудового обучения.
— Водилось ли Ваше образование превосходнее, чем будущее настоящее?
Индивидуальностью современного образования в отличие от русского приходит, как мне как будто, больший перегиб в страну информативности.
Разговаривая о том, что мир скоро изменяется, начинают разговаривать о том, что ребенку нужно чрезвычайно самое большее знать, чтоб не отставать от жизни. В итоге на малыша вываливается громадный поток инфы, тот или другой он не может переварить. Не может поэтому, что первоначально было надо сформировать у малыша мировоззрение.
Для этого не нужно самое большее познаний, но нужно пустить ребенку налаженность ценностей, другими словами, во-главных, иерархию ценностей (что главно, что не главно), во-вторых, порядочную шкалу (что добро, что неудовлетворительно).
Тогда он выучится осмысливать всякую(!) новейшую информацию.
Тогда у него будет целостная картина мира, и он сумеет каждое новое познание поставить на конкретное место в близкой налаженности познаний, он его сумеет оценить.
По размеру познаний я ассоциировать современное и русское образование не могу. А что дотрагивается мировоззрения я уверен, что приобрел наихорошее образование, чем то, что зарабатывают наши детки.
Нам приносили налаженность мировоззрения, жаждая, само собой разумеется, она не имелась базирована на каком-то глубочайшем онтологическом фундаменте.
К примеру, цельным разъяснялось, что нужно водиться хорошим и правдивым, но лишь далее, чтобы не мастерить иному, чего же не желаешь для себя.
Но отчего я не могу запереться в комнате, закрыть дверь на ключ, задернуть занавеску и глядеть безнравственный кинофильм либо напиться втихаря? Меня никто не лицезреет, я никому неудовлетворительно не мастерю отчего я не могу этого мастерить? Лишь верующему человеку понятно, отчего нельзя ты обижаешь пребывание Божие.
Само собой разумеется, русское мировоззрение водилось слабовато в смысле основательности, отчего оно равномерно размывалось и разрушалось. Но обладать даже экое мировоззрение превосходнее, чем обладать башку, забитую информацией, но не обладать ясного понятия о добре и зле.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники