Речь играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает малышу входить в жизнь окружающих людей. Хорошее владение языком необходимо ребенку для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после — школы. Чем внятнее и выразительнее речь малыша, тем легче ему высказывать свои мысли и познавать окружающий мир.
Главным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение ее недочетов.
В раннем детстве недостатки в произношении физиологически оправданы и вполне нормальны. Малыш еще не в состоянии в достаточной степени контролировать свои движения (общую и мелкую моторику). Мы это замечаем по неуверенной походке, сложностям в освоении навыка пользоваться столовыми приборами, трудностям при одевании. Как же сложно маленькой ручке совладать с пуговками, застежками, молниями. Также и язычку сложно произнести все эти шипящие, рычащие и стучащие звуки.
Если же недостатки в речи сохраняются к четырем-пяти годам, ребенок уже начинает замечать их и переживать по поводу своей неполноценности. Малыш может стать стеснительным, замкнутым, бояться насмешек.
Нужно ли родители вмешиваться в процесс развития речи своего малыша, чтобы избежать этих неблагоприятных последствий?
В свое время некоторые ученые пропагандировали мнение, что язык должен развиваться сам и ребенок врожденно обладает навыком его освоения. Но как же тогда объяснить феномен детей-маугли? В безречевой среде, без помощи окружающих в овладении родным языком, ребенок окажется лишенным дара общения. Так как же взрослые могут помочь малышу научиться умело пользоваться речью? И когда стоит браться за дело?
Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте, тому есть несколько причин:
1. Это обусловлено пластичностью детского мозга — малышам проще усваивать и закреплять новую информацию.
2. Ошибочные речевые навыки еще непрочно закреплены.
3. Устранить недостатки у дошкольников можно в игровой-бытовой форме, что доставит радость детям и облегчит труд родителям. Малыши с удовольствием играют в звуки, успешно усвоив правильное произношение готовы радоваться и повторять звук многократно. Они гордятся своими успехами, что делает их более раскрепощенными в общении с окружающими.