Для чего православному преподавателю, православному священнику знакомиться с вальдорфской педагогической порядком? Грызть немножко обстоятельств для этого. Сейчас нет сложившейся удовлетворительной концепции православного образования, и, не считая того, подходы к творенью этакий концепции достаточно противоречивы. Так что опыт педагогики, пусть и не православной, разработанной конкретно как целостная порядок, может оказаться занимательным.
Эта педагогическая традиция живет наиболее 80 лет. Во почти всех странах грызть Вальдорфские школы. В Рф Вальдорфская педагогика приспосабливается наиболее девятнадцати лет. Как возникла вероятность происхожденья хоть какой-то не гос педагогики, немедленно встали возникать Вальдорфские школы. Это движение бурно развивается. И это еще одна причина, чтоб с ним ознакомиться. 15 16 марта 1996 грам. в Москве проходила конференция вальдорфских преподавателей Рф, на тот или другой они слились в ассоциацию. На конференции водились представители 2-ух столичных школ, 3-х петербургских, 2-ух подмосковных, водились люди их Смоленска, Тюмени, Казани, 2-ух воронежских школ, Одессы, Ярославля, Владимира, Харькова, Рязани и вторых регионов.
Сужденья же о данной педагогической школе появляются тотчас чрезвычайно противоречивые и время от времени безосновательные. К раскаянию, о вальдорфской педагогике густо строчат люди, совсем с ней не знакомые либо прочитавшие 1 2 книжки. В один-одинехонек случае, в вальдорфскую школу прибывает православный батюшка, занимается там с детками, освящает эту школу и благословляет функционировать в данной школе близких духовных чад. В товарищем на страничках газеты возникает статья один-одинешенек столичного клирика, опосля тот или другой некие священники встали отрицаться крестить деток, тот или другой обучаются в вальдорфских школах.
Ежели мы обратимся к истории антропософии в нашей стране, то с русским человеком, тот или другой начинает заниматься антропософией, происходят странноватые вещи. Не знаю как на Западе. Я с западными антропософами встречался тут, но они совершенно не создают настолько плачевного воспоминания, как российские антропософы. Российский антропософ это человек совсем одержимый. Они идя за сиим учением, ища оккультного посвящения, кидают жен, уходят от деток. Они хворают какими-то непонятными хворями, тот или другой непонятно как вылечивать. У меня грызть некое число знакомых, в доле тот или иной произошли страшные вещи опосля того, как они встали заниматься в Эвритмической Штайнеровской академии в Москве. Российские антропософы принципиально не способны иметься церковными людьми (у западных не возникает самой этакий задачи). Церковность и антропософия не совместимы. Наше духовное познание развивается сначала в смирении и никак по другому оно понимаемо иметься не может. Даже ежели мы что-то знаем и грешим при всем этом, наше познание обращается в близкую противоположность, оно приносит нам вред, а не полезность. А для антропософов духовное познание приходит безусловной ценностью, и потому иногда пытаешься сказать с антропософом, крещенным в Православной церкви и ее навещающим, он разговаривает: «Как ты можешь сказать, что я не церковный, я же хожу, причащаюсь». Я ему разговариваю: «Вот ты на исповеди говорил священнике, что ты веруешь в реинкарнацию, о близких убеждениях, о близкой вере в оккультное посвящение?». «Ну, разговаривает он, для чего же я священнике это буду говорить, я расскажу ему то, что он может понести, а то, что он не может понести, лишь испортит его душе». Здесь что-то разъяснить нетрудно нереально, так как оказывается, что разговариваешь на марсианском языке для него, он нетрудно тебя не осознает.
Каковы же характерные черты антропософской педагогической налаженности, нарекаемой вальдорфской педагогикой?
Учение о человеке, как о созданье духовном, прибывающем из духовного мира, воплощающемся на Свету, и на Свету развивающемся в согласовании с какими-то законами, приводит к восхитительному следствию. Антропософы большущее интерес постоянно уделяли антропологии, шагам развития жителя нашей планеты. Они изучат скрупулезно, как ребенок развивается внутриутробно, как он возникает на свет, какие у него главные проявления психологической жизни. И чрезвычайно густо, так как они не глядят на это механистически, как это сооружала наука в 19 ну и в нашем веке, они примечали этакие вещи, тот или иной никто не подмечал.
В ребенке они сначала лицезреют личность. И здесь можнож созидать соприкосновение с православием, так как мы тоже соответственны почитать в ребенке личность. Но они почитают в ребенке личность. Но они почитают в ребенке личность по-особому, по-собственному. Они эту личность сверхуважают. Они считают, что эта личность быть может сколь угодно высочайшей и влиятельной, т.к., может быть, она прошла теснее спустя максимум воплощений. Преподавателю поручено вводить ее в жизнь. Они лицезреют высшую цель в службе преподавателя. Их исследования необыкновенностей развития жителя нашей планеты привели к тому, что они выучились чрезвычайно терпимо иметь отношение к сложностям в развитии малыша. Периодизация развития жителя нашей планеты чрезвычайно скрупулезно проработана. Выделено максимум различных шагов: малыш, ребенок, тот или другой может именовать себя»Я», ребенок, у тот или иной начинают качаться молочные зубки, ребенок, у тот или иной молочные зубки выпадают и растут коренные зубки и т д. Тут можнож перечислить неограниченное количество шагов жизни жителя нашей планеты, сравнительно каждого из тот или иной грызть какие-то специализированные способы занятия в вальдорфской педагогике. Любая необыкновенность малыша может обладать значение в «высших мирах». Потому чрезвычайно терпимо иметь отношение к этаким проявлениям за тот или другой мы нетрудно наказываем малыша и забываем о этом. Они начинают мыслить. Вот отчего мальчишка дремлет на уроке? Нетрудно ли он ленивый, либо грызть в этом что-то, связанное с его астральным телом, к образцу. Это может показаться забавным, но по сути возникает этакий феноминальный итог: они чрезвычайно остро изучат, какие различные могут иметься детки, как с ими функционировать, чтоб им имелось невесомее обучаться. Выделяют они, к примеру, различные разновидности характера по соответствующим признакам. И у их грызть способы занятия с каждым видом. К образцу, ежели ребенок флегматик, то его напрасно будить в школу, иногда он просыпает, обливая неотзывчивой водой, он будет лишь вопить и все в равной мере будет просыпать. Его нужно остро корректировать, возлагая почивать на одну минутку ранее и поднимая на одну минутку ранее, и он не будет просыпать. Живет неограниченное количество методических наработок, тот или другой могут иметься полезны в самых различных вариантах.
Еще есть одно наиглавнейшее сужденье. Все отмечают, что наше обычное образование ориентировано на развитие разума. Ребенок приобретает познания, информацию. Мы соответственны, как в комп, вложить в малыша эту информацию, а что уж позже сооружать с ней, он соответствен разбираться сам. Вальдорфская педагогика подступает к ребенку как к целостному существу. С точки зрения антропологии она в большей ступени христианская (не побоюсь это огласить), чем та педагогика, тот или иной у нас грызть в православных гимназиях. Ведь в гимназиях наших функционируют люди, у тот или иной в превосходнейшем случае за спиной русский пединститут. Какая там антропология, и кто от кого произошел, превосходно не тайна. В взаимоотношения с сиим, приведу восхитительную цитату из Святителя Григория Богослова. В Основном обличительном слове на Юлиана Изменника он черкает: «Внимайте, христолюбивые души до него высших королей, необыкновенно же да внемлет душа Костанция, тот или другой сам рос с наследством Христовым Но он впал в грех неведения, очень недостойный его благочестия, сам не зная, воспитал неприятеля христианам Юлиана». (Творения, т. 1, С-Пб., изд-во Сойкина б. грам. с. 65). Итак вот, упомянутый Констанций арианин. Но правитель-еретик признается Священником, как лицезреем, безгранично превосходнее, чем правитель-изменник. И наша педагогика, тот или другой мы обучались в институтах это педагогика отступничества, она не признавала души в человеке, совершенно и сказала о человеке в превосходнейшем случае как о полезном члене сообщества. Русская педагогика еще не худшая в мире в этом смысле, еще ужаснее южноамериканские педагогические школы. А вот вальдорфская педагогика лицезреет душу малыша, старается функционировать с ним так, чтоб он рос здоровым, гармоничным, и чтоб учеба сначала не мешала его становлению как жителя нашей планеты. Это чрезвычайно целостная порядок. Нужно приводить образцы.
С основного класса детям в Вальдорфских школах преподается искусство, беспременно музыка, пластичные движения, беспременно живопись, творческий ручной произведение. В младшей школе таблица умножения проходится методом ритмической физкультуры. Иногда умножают на три, они скачут на счет три в темпе вальса, иногда умножают на четыре, они пляшут что-то на четыре четверти и т д. Этаким образом они проходят таблицу умножения и у их нет задавливания естественной физической необходимости движения.
Вся образовательная порядок строится совершенно по другому, чем в обычной нам школе. Детки обучаются 12 лет. и главные 8 лет занятия ведет один-одинешенек учитель. Это как будто немыслимым. Как один-одинешенек человек может преподавать 10 предметов (в восьмом классе), но вальдорфские учители считают, что малыша можнож обучить чему-то, лишь ежели ты сам сразу учишься. И тогда ребенок будет созидать авторитет старшего и идти за ним в близкой учебе. Потому учитель в старших классах (потрясающий наставник, как он именуется) соответствен сам обучаться тому, чему он учит деток (но он, само собой разумеется, соответствен знать все это по сути). Вторые учителя водят доп уроки. К ним иметь отношение все искусства, иностранный язык. Эти уроки посещают во 2-ой половине дня. В основной половине дня посещает один-одинешенек урок. И этот один-одинешенек предмет преподается детям в движение месяца либо 2-ух. Это именуется эра. Как будто необычным, как так можнож сооружать. В движение месяца учить деток русскому языку, а позже в движение месяца учить их арифметике. Но это представляется оправданным вот с какой точки зрения: громадная психологическая энергия уходит у малыша на переключения с предмета на предмет снутри один-одинешенек дня. Ежели уроки мелкие, по 45 минут, то он не успевает вспомнить, что там экое имелось на арифметике, как ему необходимо теснее нужно идти заниматься русским языком, потом физическая культура. Он попрыгал, не успел остыть. его сажают читать книгу на чтении. Это, само собой разумеется, тягостно. Почти все учители, с тот или другой я разговаривал, разговаривали, не обладая никакого понятия о вальдорфской педагогике, что им не разов прибывала экая мысль: вроде бы сделать, чтоб вести один-одинешенек предмет в задевай.
Как детям, тот или другой не обожают, к примеру, ни физику, ни геометрию, заниматься в движение месяца физикой либо геометрией. Им поэтому и не донимает, что это делается их генеральным тяжбой. Иногда человек занимается чем-то как основным тяжбой, то он теснее функционирует как исследователь, ему не донимает. Те два-три часа в задевай, иногда он занимается геометрией, как разов удовлетворяют его творческой надобности. А позже он следует заниматься музыкой, иностранным языком, эвритмией либо чем-то еще, он почивает от главного урока. На иной задевай он снова занимается геометрией. И так пока он не проходит значимый кусочек, целую предмет. Позже эра изменяется.
Предметы совсем по другому распределены по школьной жизни деток. К примеру, иностранный язык беспременно изучается с основного класса. А, так, правописание начинает изучаться чрезвычайно поздно. Принцип, в согласовании с тот или иной выбирается программа, это то, что ребенок проходит этапы развития жителя нашей планеты и населения земли. В корпоративном-то этот принцип представляется достаточно оправданным, так как мы же с вами проходим в эмбриональном состоянии этапы развития животного мира, так что то, что ребенок проходит этапы развития населения земли достаточно оправданно.
Антропософы, отталкиваясь от того, что необходимо брать в опыте населения земли все, что там имелось неплохого, изучат и скрупулезно хранят различные древние ремесла и преподают их в школах. Детки с радостью занимаются гончарным тяжбой, ткачеством, чеканкой, резьбой по дереву и т.п.
Значимой необыкновенностью вальдорфской школы приходит образность обудчения. Иногда ребенок что-то сооружает, он соответствен сделать предмет, образ, тот или другой у него остается, чтоб он это позже помнил и обожал. К примеру, с основного класса детки обучаются вязать так как маленькие движения пальцами чрезвычайно полезны для развития умственных возможностей), они вяжут для близких флейт прекрасные разноцветные чехольчики. Позже, иногда они в 12 классе продолжают играться на близкой злейте, они вспоминают и обожают собственный произведение: у их грызть флейта, на тот или другой они играют с основного класса и чехольчик, тот или другой они связали в 3-ем классе. Это вроде бы материальная память о учебе. На каждом уроке детки что-то творят. Это чрезвычайно главно. Вот к примеру я принес сюда картины красками, огромные ватманские листы. Они нарисованы детками на уроках биологии, не на рисовании. Вот детки живописали растеньице. Вначале живописали воздух, заполненный светом и свет, заполненную водой, так как это нужно для роста растений, позже они сеяли сюда семечко (ставили точку), позже из этого семечка росли корешки и рос стебелек… Вот на уроке биологии изучался слон. Это осьминог. Я попутно желаю огласить, что откуда-то взяло экое воззрение, что в вальдорфских школах учат, что человек произошел от осьминога. Там не учат ничему сходственному.
Все преподавание в вальдорфской школе стараются обратиться к какой-то практике, никакого излишнего познания они ребенку не предоставляют. К примеру, следует эра геометрии в шестом классе. Детки изучают аксиомы связанные с треугольником и иными геометрическими фигурами. Эта эра посещает ну почти в конце зимы, иногда теснее тепло. Детки строят под управлением учителя во дворе школы небольшой древесный дом. Они сами рассчитывают, как он обязан быть устроен, сами доходят до того, что треугольник строгая фигура и обязан быть в основании всякий установки, чтоб она не завалилась. И по ходу подевала они проходят геометрические аксиомы. Остается зримый итог их занятий геометрией. Аксиома, тот или иной выучена при теории жилья, не забудется.
Необходимо огласить о целительной вальдорфской педагогике. Коррекционная вальдорфская педагогика занимается с детками, от тот или иной отказались все: даунистами, аутистами, олигофренами. Не тайна из опыта европейских вальдорфских школ, что детки-дауны останавливаются людьми соц. Они могут совершать простой производительный произведение, добывать для себя на хлеб. Как правило эти детки остаются на всю жизнь полными инвалидами, как у нас в стране, к примеру. Но целебная педагогика это отдельная крупная наука, о тот или другой нужно сказать порознь.
Что все-таки можнож применять из непременно ценного опыта вальдорфской педагогики?
В ней максимум неплохого, но максимум и небезопасного. Ежели мы отправим православных жителей нашей планеты обучаться на семинар вальдорфских преподавателей, будет максимум всяческих недоразумений, связанных с преподаванием там антропософии, а для православных жителей нашей планеты это чрезвычайно болезненно. Грызть, правда, люди, устойчивые к оккультизму, а грызть этакие, для духовной жизни тот или иной это небезопасно. Но антропософию знать не беспременно для того, чтоб воспользоваться способами вальдорфской педагогики. детям ведь это не преподается, как говорилось выше. В детях сначала уважается свобода, даже можнож огласить, что единый бог, в тот или иной непреложно веруют антропософы это бог свободы. Ежели ребенок мусульманин, либо буддист, либо православный, никогда они не будут учить его ничему второму.
Живет, правда, корпоративный оккультный фон. В чем это содержится? Сначала, Священное Писание преподается в вальдорфских школах совсем недопустимым образом. Там максимум всяких измышлений. Но это мы и не собираемся у их перенимать. Сюжеты, тот или другой применяются как вспомогательный субстанция, все оккультно нацелены. На конференции, где вальдорфские учители слились в ассоциацию, продавалась книга, чрезвычайно показательная: «О истории ордена Тамплиеров». Эта книжка имелась в ребяческом подарочном издании, и, видимо, предполагалось, что детки ее соответственны читать.
Но все это заполнение можнож заменить. Ежели не мучиться какой-то последней недоверчивостью, то в главных способах вальдорфской школы не узреешь ничего заранее оккультного. То, что детки на основном уроке геометрии живописуют круг это еще не значит, что из их жаждут сделать каких-то пантеистов, как черкает один-одинешенек столичный клирик. Круг, вправду, живописуют, позже его сводят в точку, позже разводят из точки концентрические круги. И здесь процесс в том, что детям жаждут отдать опыт того, что грызть геометрическая фигура. Круг самая произведенная и самая простая фигура. Я не навязываю близкое воззрение. Ежели кому-то как будто, что это оккультное занятие живописать концентрические круги, то, может, это и так, но мне так не как будто.
У нас на данный момент нет сложившейся православной педагогики. Я желаю изобразить книжку доктора Василия Зеньковского «Задачи воспитания в свете христианской антропологии». (Мтр. Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1993) Тут грызть целая глава о антропософии и вальдорфской педагогике (с. 61 69) Чрезвычайно досконально изложены заблуждения, но при всем этом говорится приблизительно так. Антропософы изучили духовность, черкает отец Василий, и отыскивают пути ее укрепления и очищения, но духовность черную, духовность безблагодатную. Благодатную духовность они изучить не могли, так как у их ее нет.
Что все-таки можнож сделать православным преподавателям и пресвитерам в плане сотрудничества с вальдорфскими школами? Ответ навязывается сам собой. Оплодотворить это скрупулезное исследование затемненной грехом духовности светом Христовой истины. Я разговаривал с несколькими столичными священниками, тот или другой знакомы с вальдорфскими школами. Одна из их освящена православным священником. В вторую батюшка прибывал и разговаривает, что там духовный вакуум. Они позвали с намерением, осознанно батюшку, чтоб этот вакуум заполнить. Это чрезвычайно отличительно, всякий правдивый человек, антропософ он либо нет, ощущает, что у их в педагогике все превосходно и они чрезвычайно хорошо функционируют с детками, но той духовности, к тот или другой они устремляются и за какую сражаются у их по сути нет. И они тянутся, пробуют приблизиться к чему-то по-истинному духовному.
Ежели в Америке и Европе люди так дезориентированы, что они и не пробуют ничего находить, у их в школах грызть так нарекаемое беглое христианское воспитание (но это нетрудно богохульство по сути), то тут у жителей нашей планеты грызть хоть какой-то ориентир. Там запутаешься в тыщах протестантских конфессий и нигде не отыщешь благодати, а тут люди ощущают необходимость обращения к Церкви, а не к чему-то второму, ежели они устремляются к духовности. И удивительно отвергать от себя эких отыскивающих. Это о том, что мы им можем отдать.
А как реально можнож перенять нам их опыт? Необходимы, наверняка, люди, тот или другой реально все в равной мере теснее данной педагогикой занимались и занимаются, тот или другой функционируют по благословению Церкви. Грызть, к примеру, школа «Домашний лад» в Строгино, где функционирует максимум жителей нашей планеты по благословению. Это люди церковные, православные, тот или другой, зайдя в тупик в близкой педагогической службе по способам русской педагогики, встали увлекаться вальдорфской педагогикой и сделали школу, тот или иной не может, наверняка, полностью иметься названа вальдорфской, но функционирует с внедрением этих принципов. Это восхитительная школа. У их максимум неплохого раздобывается. Необходимо, чтоб этакие люди все фундаментально выучили, а позже бы подготовили семинар по ознакомлению с полезными принципами вальдорфской педагогики. Так мы, может быть, с Божией подмогой отыщем путь воцерковления неплохого и полезного опыта вальдорфской педагогики.
Previous Post: Мочекаменная болезнь у детей
Next Post: Кормление грудью и солярий