Пожалуй, ни одна методика ранешнего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как налаженность Глена Домана. Будто, посреди тех, кто хоть разов слышал о этом человеке и его школе, нет бесстрастных: либо страстные и горячие любители и верные последователи, либо решительные соперники. Так кто же он, Глен Доман: наибольший Учитель, обнаруживший всепригодный рецепт воспитания гениев либо легко создатель сомнительной методик, вокруг тот или иной развернулась бурная маркетинговая кампания?… Полезно либо вредоносно заниматься с ребенком по порядку Домана?
Все началось в сороковые годы, иногда юный доктор-нейрохирург Доман начал проэктировать порядок реабилитации деток c тяжкими поражениями центральной сердитой налаженности. C поддержкою показных раздражителей он пробовал провоцировать резервные клеточки мозга, не пораженные хворью. Чтоб малыши начали укреплять взор, им встали демонстрировать карточки с нарисованными красноватыми точками, равномерно увеличивая их число и интенсивность занятий. Позже слова, рисунки Способ сработал. Затем месяцев упорного произведения мозг безнадежно нездоровых деток начинал работать и развиваться, они двигались, разговаривали. Наиболее того, занимаясь по методике Домана, почти все из числа тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не совсем только настигали, но с течением времени могли и перегнать ровесников в интеллектуальном развитии, обучались намного ранее срока читать, строчить, считать, исполняли трудные гимнастические упражнения. Настолько оглушительный фуррор зачаровывал, и методику начали применять и при обучении здоровых деток.
Водясь ученым-нейрофизиологом, Доман раскрыл и доказал важный закон: мозг растет и развивается только в том случае, ежели он действует. И чем лучше будет перегрузка на мозг малыша в основные годы его жизни, тем превосходнее разовьется его интеллект. Чем главным образом мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем стремительнее следует формирование мозга, тем паче произведенными и зрелыми будут его клеточки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это следственно, что малыш еще ранее общепринятых сроков начнет без помощи других ползать, посиживать, ходить. А как ребенок осваивает тот либо другой двигательный навык, начинает развиваться должно, наиболее высочайший отдел мозга. Ну, а чем стремительнее следует формирование высших отделов ( и необыкновенно кожуры) мозга, тем разумнее и догадливее будет ваш малыш.
Более главно для нас и иное открытие Домана: мозг малыша с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока следует его функциональный рост (затем 3-х лет он значительно замедляется, а затем 6 фактически прекращается), ребенку не требуется никакой доборной мотивации для обучения. Ежели хорошо организовать процесс, хоть какой ребенок с удовольствием будет обучаться целому, что вы ему предложите. И сооружать он это будет с таковой легкостью, тот или иной и не снилась детям школьного возраста.
Институт, тот или иной возглавляет Глен Доман, разработал доскональные методики обучения малых деток чтению, арифметике, истории, естествознанию, иным дисциплинам. Они все основаны на один-одинехонек и том же принципе. На карточках определенного обыкновенного масштаба пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в числе от один-одинехонек до бесконечности, числа, математические образцы. Карточки разделяются на тематические серии, и потом их в процесс дня нужно сериями демонстрировать ребенку. К образцу, 10 разов в задевай по 10 секунд 10 карточек со словами, точками, изображениями птиц, строительными сооружениями и т д. С течением времени программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот либо другой новейший факт (где обитает птица, в какую геологическую эру сформировалась горная порода и т.д.). По воззрению Домана и его последователей, все это не попросту содействует формированию высочайшего интеллекта. Должно предложенным
методикам, безусловно из каждого малыша можнож воспитать гения. Смотрится это очень соблазнительно.
И все-таки, в опыте Домана почти все настораживает. Во-главных, эта налаженность вызывает от родителей, в основную очередь, от мамы полного самоотречения, ее жизнь посвящается лишь обучению малыша. В процесс почти всех лет ей предстоит изготавливать тыщи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а потом загружать головку свойского малыша, будто комп, этими битами информации, как давать имя их сам Доман.
Во-вторых, в порядку Домана ребенок приходит пассивным объектом обучения. Он посиживает, а мать указывает ему то одну, то вторую серию карточек, извещая требовательно определенный набор сведений о каждой. Доставлять карточки в руки, отвлекаться на инородные вопросы не положено. Не выходит разговора, не выходит общего творчества, а в итоге возникает вопросец: а для чего вообщем все это необходимо? Ведь выученный эким образом ребенок вырастет безусловно пассивным, не способным использовать родные познания на практике ни в какой области. А выпитое в любом малыше от рождения рвение к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.
В-третьих, ежели применять при обучении лишь карточки, другими словами, рисунки с подписями, у малыша не формируется текстовое мышление: умение без помощи других читать (либо слушать) и анализировать текст, доставать из него нужную информацию. Чтоб у малыша имелась нормально развита речь, впору сформировались высокие функции интерпретации текста, ему нужно слушать как можнож главным образом сказок, песен, стихов, при этом они не постоянно обязаны сопровождаться картинами, чтоб мозг малыша выучился без помощи других достраивать зрительный ряд к тексту. Мать соответственна непременно играться с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые забавы. Как досадно бы это не звучало, для схожих занятий в порядку Домана не остается ни периода, ни участка.
Доман непрерывно ассоциирует человечий мозг с компом, чрезвычайно свершенным, наделенным громадным запасом памяти, но все-таки, компом, тот или иной для удачной службы нужно снабдить неплохой основанием предоставленных. Но живой мальчишка либо девченка выделяется от компа тем, что им необходимо не совсем только приобрести некоторый размер инфы.
Сначала, малышу нужно осознать и усвоить нечто этакое, чего же не распишешь на карточках: понять свойское площадь в мироздании, выучиться строить дела с иными детками и взрослыми, обработать в ролевых забавах разнообразные житейские ситуации. А налаженность Домана подразумевает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При настолько интенсивных упражнениях ребенку легко некогда будет разговаривать со ровесниками, проводить же сходственные занятия в ребяческих садах нереально: эта налаженность нацелена только на обучение в семье.
С второй страны, в свойское пора Глен Доман выдвинул лозунг: Малые малыши жаждут не играться, а обучаться. Забавы и игрушки придумали взрослые, чтоб отвязаться от пытливых чад.
Воодушевленные предки кинулись делать задумку реальностью Заветы Большого Домана. И что все-таки? Их малыши и вправду начинали еще ранее ровесников строчить и читать, игрались на скрипке и исполняли в разуме труднейшие математические операции. Но спустя некое пора выяснилось, что, невзирая на всю свойскую эрудицию, они только проворно манипулировали числами, нотками, разнородными фактами, но не могли их творчески использовать. Наиболее того, эти малыши оказались неспособными и к нормальному людскому общению. Зачем же?
Да как разов поэтому, что предки с самого ранешнего юношества лишили их способности без помощи других играться в ролевые забавы. Ведь для того, чтоб замерзнуть выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не совсем только приобрести некоторый размер инфы. Чтоб ребенок перевоплотился из пассивного потре6ителя инфы в конструктивную созидающую Личность нужно еще нечто, для чего же требуется как разов то неясное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра воодушевления, разжечь тот или другой в человеке может только спонтанная творческая забава.К счастью, у малышей отлично развит инстинкт самосохранения, и они традиционно настолько деятельно протестуют против схожих занятий, что родителям приходится находить остальные методы обучения. К примеру, француженка Сессиль Лупан в свойской книжке Поверь в свойское дитя ведает, как смогла адаптировать порядок Домана для близких деток. А из нее вправду можнож почти все одолжить. Необходимо только умело соединять ингредиенты данной для нас налаженности с иными методиками ранешнего развития.
Физическое развитие. В принципе, пространно известная у нас динамическая гимнастика для малышей полностью сменяет упражнения, тот или другой дает исполнять Доман, и почти все предки интуитивно сооружают со близкими детками конкретно то, о чем он черкает. Но грызть одно существенное отличие. Доман дает укреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совершенно нетрудно. С самого рождения малыша необходимо помещать в особое приспособление, трек для ползания ( его доскональное изображение можнож разыскать в книжке Грам. Домана «Как сделать малыша на физическом уровне свершенным»). Можнож заменить трек 2-мя книжными полками, поставленными на полу так, чтоб малыш, лежа меж ими на животике, дотрагивался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, тот или иной направил крохе выкарабкаться из маминого живота, и, чуть взявши на свет, малыш сумеет проползать достаточно полноценные дистанции. Кладите малыша в трек на пора дневного сна либо, ежели вас шокирует, что кроха будет дремать на полу, доставляйте ему поползать, пока он бодрствует. Ежели вы все будете сооружать верно, ваш малыш начнет по-истинному ползать на четвереньках теснее к четырем месяцам. Доставляете, как самое большее он выяснит, пока его ровесники будут лежать в кроватях и манежах!
Чтение. Методика, по тот или иной Доман дает учить малыша читать, основывается на механическом запоминании словечек, тот или другой по самое большее разов в задевай демонстрируют малышу. Доман считает, что с течением времени малыш на основании собственного опыта усвоит законы, по тот или другой письмо передает устную речь. На практике малыши изредка улавливают отношение меж заученными словами и звучащей речью, и их все одинаково приходится учить читать. Так что быть достойным с самого начала опереться на методику, тот или иной дозволит ребенку структурировать речь. Образцово для обучения малых деток подступает методика Зайцева. А параллельно с исследованием складовых кубиков можнож вводить и слова, но лишь те, тот или другой ребенку теснее ладно ведомы и тот или другой он умеет разговаривать сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вделывайте в предназначенный альбом, тот или иной часто просматривайте сообща с крохой. Иногда малыш начет разговаривать словосочетания и предложения, записывайте и их. С течением времени можнож будет начать строчить большими, четкими знаками (не младше 2 сантим.. в вышину) маленькие басни либо рассказики читать их сообща с крохой. Все это сориентирует ему освоить с течением времени письменную речь также просто и природно, как и устную.
Математика. По воззрению Домана, ребенок при устном счете соответствен оперировать числом, а не знаками ( иногда нам разговаривают, к образцу, 100 20 четыре, препровождаем для себя число 124, записанное цифрами, а не реальное число). Доман считает, что, ежели часто и с достаточной интенсивностью демонстрировать детям карточки, на тот или другой будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они выучатся с ходу определять число предметов, не пересчитывая их, и это сориентирует им исполнять в разуме арифметические деяния с крупными числами. По возможности, это водилось бы и прилично, но методика настолько трудоемка, что воплотить ее в жизнь навряд ли представляется вероятным. Но в один-одинехонек Доман прав. Малыш соответствен первоначально чрезвычайно ладно осознать, что этакое число, и только иногда он реально будет доставлять для себя, что этакое девять яблок либо 6 собак, его можнож знакомить с цифрами. Неплохим подспорьем при обучении счету готов стать и пособие Зайцева Тыща + , основанное ориентировочно на том же принципе.
Энциклопедические познания. Пожалуй, это самый непростой и спорный нюанс налаженности Домана. С одной страны, чрезвычайно искусительной будто мысль обучить совершенно малюсенького малыша истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно смотрится малый вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и громадного палочника, помнящий год падения Римской империи и слету обретающий на географической карте гору Килиманджаро. И все таки, мы можем сказать малышу сколько угодно принципиальных и увлекательных сведений, заполнить его головку сотками и даже тыщами байтов инфы, но это навряд ли сделает его разумнее либо интеллигентнее. Ведь не много знать те либо другие факты. Надобно уметь их анализировать и верно в подходящий фактор ними пользоваться. А для этого теснее требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость. Потому будет еще полезнее, ежели вы будете знакомить малыша с теми фактами, с тот или иной он так либо по другому соприкасается в жизни либо встречается с ими в притчах,
, забавах. К образцу, можнож демонстрировать малышу карточки с предметами обихода, плодами и овощами, растениями местности, в тот или иной вы живете, семейными и бешеными животными, тот или другой он может узреть либо о тот или другой рассказывается в его книгах. Чрезвычайно полезны карточки, изображающие, что сооружают малыши (следует, посиживает, плавает, пьет из бутылочки, усмехается, дремлет). Можнож сделать серию карточек, на тот или другой будут изображены представители разных профессий: маляр, шофер, рыбак, доктор, торговец, клоун и т.д. Все это не совсем только расширяет кругозор малыша, да и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы либо папки с прозрачными карманами файлами, а рисунки подпишите большими, четкими знаками. Тогда малыш будет не совсем только запоминать рисунки, да и равномерно обучаться читать. Можнож также пользоваться пособиями Н. Зайцева Продуктовый магазин, Что вокруг меня растет, Кто вокруг меня живет, Ребяческий мир.
Чтоб малопонятные абстрактные факты не повисали в воздухе, экие занятия ладно кооперировать с чтением возлюбленных книжек. К примеру, читая российские народные басни, подготовьте серии карточек с животными и растениями, тот или другой в их упоминаются, изображения предметов древнего быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Ежели малыш без точки вызывает перечитать Айболита, самое пора поведать ему, что этакое Африка и изобразить ее на географической карте, сделать и разглядеть альбом Животные горячих стран, в тот или другой встретятся изображения животных, тот или другой вылечил Айболит.
Доман советует демонстрировать карточки чрезвычайно прытко, не главным образом чем на одну-две секунды каждую: мозг малюсенького малыша действует не совершенно так, как у взрослого, и малыш как словно бы фотографирует картину, а потом в состоянии покоя обрабатывает заработанную информацию. Явно, для деток основного начала второго года жизни это вправду правосудно. Но полутора — двухгодовалый малыш сам непременно предоставит для вас осознать, что эта методика его теснее не улаживает: начнет отбирать у вас альбом, длительно осматривать рисунки, задавать вопросцы. Прислушайтесь к свойскому крохе, и вы непременно поймете, как конкретно необходимо с ним заниматься. Положитесь на свойскую интуицию, ведь неважно какая готовая методика только схема, из тот или иной необходимо избирать то, что будто полезным и необходимым специально для вашего малыша.
Способом проб и ошибок вы непременно отыщите собственный путь в обучении вашего крохи. Необходимо лишь, чтоб пробы имелись не очень плотными и противоречивыми, а оплошности не травмировали малыша и вас.
Previous Post: Растирание как элемент лечебной физкультуры
Next Post: Каша во рту