Куда делась великая русская детская литература?

Писатели — детям: «Б» — орехи
все грызет, «Грам» — по озеру плывет!..
Ребяческих книг
на данный момент — завались. Развивалки, обучалки,
раскраски, азбуки, атласы, энциклопедии, басни,
комиксы, а также различные журнальчики для
мальчишек и девченок.
Меж тем книгу в руках наши детки держат все
младше и младше. Теснее 10 лет самая читающая
в прошедшем страна переживает кризис чтения…
То, что мы в упадке, я подозревала, как
моему малолетнему отпрыску подарили немедля аж 3-х
Мойдодыров (в различных изданиях) уважаемого и
незабвенного Корнея Ивановича Чуковского.
Уверилась в этом, иной раз в нашей семейней ребяческой
библиотечке вместе с тем взяло немного
новомодных Азбук должно содержания:
А — разыщешь на остановке.
Б — орехи все грызет.
В — течет, течет из крана.
Грам — по озеру плывет.
Буковкой З раздвинь ЕДУ
И узнаешь про ЕЗДУ.
Подумалось: неужто со периодов создателя Мойдодыра
для детворы не понаписано ничего настолько же
поучительного, но наиболее актуального? Книг-то
полным-много…
Как оказывается, из приличной литературы для
деток в продаже и в самом процессе в генеральном
народные басни и общепризнанные мэтры: Эдуард
Успенский, Корней Чуковский, Сергей Михалков,
Григорий Остер. Следственно, с этим же фуррором мы враз
могли бы обзавестись 4-мя Дядями Степами.
А что-нибудь экое же не плохое новенькое приведется
еще поискать.
Любопытно, где тиражи юных и профессиональных? Где
современные повести про основную любовь и
виртуальные приключения? Мы с пеленок пичкаем
детвору прямодушной печатной мерзостью и позже
дивимся: чегой-то дети экие косноязычные и
чегой-то они, мерзавцы, к 10 — 12 годам напрочь
утрачивают энтузиазм к чтению?
Кушай, дочка, кушай, отпрыск,
Ем-лянику, е-пельсин!
Ильф и Петров в свойское период, прочитав Наши милые
дети, почитайте тракторишки. Трактор прогуливается на
неприятеля и возделывает га. Га-га-га, га-га-га, не
вынесли: Отдельные создатели отдельных книжек, в
единичных вариантах изданных отдельными
издательствами! Любите деток! Не опасайтесь, здесь нет
биологии! Почитайте их! Ничего, что они малые.
Они заслуживают превосходного обращения. Не надо их
оскорблять. А это теснее не попросту стишки — это
разбойное нападение на деток, подпадающее под
деяние Уголовного кодекса: нападение,
сопряженное с физическим либо психологическим
насилием!)
Как досадно бы это не звучало, настоящее воззвания к отдельным творцам и
изданиям не изменят корпоративного падения культуры
чтения и книгоиздания. Читаем малюсенько и не то. По
показателям продаж в цивилизованном мире на
семью приходится не младше 8 книжек в год. А
русская семья в прошедшем году в среднем
заполучила 2,2 книжки.
По предоставленным Русской книжной палаты, по
сопоставлению с 1990 годом тиражи книжек для деток и
юношества сократились наиболее чем в 5 разов. При всем этом
в самом удачном положении находятся дети,
невзирая на епельсины. А вот детям, судя
по цифрам, вообщем нечего читать: из 2843 книг,
изданных в прошедшем году для деток цельных возрастов,
только лишь 46 единиц предназначаются
старшеклассникам.
И желая равномерно рынок питается
научно-познавательной, справочной, исторической
литературой для тинейджеров, все они в равной мере не
лицезреют этих книжек. Так как предки не в
состоянии их покупать. Библиотеки тоже не решают
задачи. К примеру, в 1999 году они приобрели только 3,9%
от заглавий цельных выпущенных в стране книжек и 0,001%
от их тиража.
Но неувязка не только лишь в басистой покупательной
возможности народонаселения и нужде библиотек.
Во-основных, как объяснили мне в Министерстве по
процессам печати, в процесс заключительных 10 лет в
Рф не проводилось никаких основательных
исследований базара книгоиздания и периодики для
деток и юношества. Никто толком не знает, что
ребятам нравится читать и что они жаждали бы
прочитать. Выявлены только примерные их
читательские ценности. Природно, непонятно,
что в эком случае идет заказывать творцам и
поставлять на книжные прилавки. Издательства
сами проводят опросы. По предоставленным журнальчика Книжный
бизнес, 55% из опрошенных деток заявили, что они
предпочитают фантастику; 41% — детективы; 36% —
приключения; 33,7% — книжки о животных; 26% —
энциклопедии; 20% — комиксы, 13,7% — басни; 2,5% —
амурные романы.
Во-вторых, знаменито — спрос описывает
предложение. А это следственно, что мы, предки,
вежливые на Мойдодыре, а то и на тракторах
и гектарах, сами поощряем очередной выход этих
творений в свет. Для наших деток мы спрашиваем в
магазинах книги собственного юношества. А магазины на
вопросец издательств Что берут?) постоянно
отвечают: Чуковского, Остера, Успенского. Ну,
еще пяток-второй узнаваемых фамилий нарекают.
Круг замыкается. Молодым дарованиям не пробиться.
В-третьих, у школьников резко выросла
потребность в инфы. Художественная
литература отошла на задний план.
В-четвертых, и это генеральное, сейчас в
Рф и в помине нет целостной гос
просветительской политики. Ничего не делается
для того, чтоб мальчик тыкал в книгу пальчик.
Желая мировой положительный опыт по данной нам доли
накоплен большой.
Во Франции, к примеру, особое управление по
процессам книжки и печати пасет новейшую книжку на целым
пути ее выхода в свет — от фактора творенья ее
создателем до предложения чтецам.
В США полный сил литературу пропагандирует Центр
книжки, обладающий возможности правительственного
агентства и прибывающий частично библиотеки
конгресса.
Почти все страны практикуют Недельку ребяческой книги
и Год молодого читателя, передвижные книжные
выставки, конкурсы на топовую ребяческую книжку.
Вручаются премии издателям, писателям,
иллюстраторам.
А по другому все будет так, как десятилетия назад, во
поры Ильфа и Петрова:
Папа сажает на колени дошкольное чадо и разговаривает:
— Ну, пигмей, я покупал для тебя книгу про пожарных.
Любопытно. Правда? Пламя, факелы, каски. Слушай.
И начинает:
— Пожарное процесс в СССР резко выдается от
постановки пожарного подевала в королевской Рф…) Ай,
будто, я совершенно не то покупал…
Удивительно усмехаясь, папа откладывает книгу в
сторонку и живо произносит старенькое, проверенное
веками заклинание:
— Жилбылубабушкисеренькийкозлик.
Чадо смеется. Занавес.
Подготовила
Марина АНИКЕЕВА.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
С 1990 по 2000 год более известные творения
Корнея Чуковского переиздавались:
Доктор Айболит — 40 разов,
совместным тиражом 3 млн. 42 тыс. экземпляров;
Котауси и Мауси — 11 разов,
совместным тиражом 2 млн. 320 тыс. экземпляров;
Краденое солнце — 8 разов,
наиболее 600 тыщ экземпляров;
Федорино горе — 13 разов,
совместным тиражом 1 млн. 200 тыс. экземпляров;
Телефон — 14 разов, 2 млн. 200
тыс. экземпляров;
Тараканище — 16 разов, 3 млн.
60 тыс. экземпляров;
Волшебство-дерево — 12 разов, 1
млн. четыресто тыс. экземпляров;
Мойдодыр был переиздан
26 разов, совместным тиражом 1 млн. 611 тыс. экземпляров;
Муха Цокотуха — 25 разов, 3
млн. 505 тыс. экземпляров;
Путаница — 13 разов, совместным
тиражом 1 млн. 770 тыс. экземпляров;
Вредные советы
Григория Остера — 16 разов, совместным тиражом наиболее 900
тыщ экземпляров.
ПЕРСПЕКТИВА
А грызть ли в Рф юные,
профессиональные ребяческие создатели?
По суждению знатоков-литературоведов детишкам
совершенно хорошо почитать идущих в ногу со временем русских
творцов — Марину Бородицкую, Андрея Усачева,
Петра Синявского, Виктора Лунина, Льва Яковлева,
Инну Гамазкову, Виталия Татаринова, Светлану
Пшеничных, Миши Есеновского, Нину Пикулеву,
Миши Яснова, Марину Москвину, Сергея Седова,
Татьяну Пономареву, Олега Кургузова, Аллу
Ахундову, Иру Пивоварову, Лену Матвееву…
Ежели получится разыскать их книжки на прилавках
магазинов.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нас нажимают комиксами!
Ольга КОРФ, директор
столичного Жилья ребяческой книжки (ДДК):
— Наши новейшие издатели забрали себе за эталон
поведение западных коллег. А на Западе
всераспространены книги-рисунки — комиксы.
Фактически, это и квитается ребяческой литературой.
Изредка, иной раз создаются полновесные творения
искусства. А что экое книга, где под рисунком
в итоге одна строка текста? Она рассчитана на то,
чтоб ребенок прочел ее сам. И никого бы собой
не волновал. К тому же у нас появился специализированный спрос
на так именуемую развивающую литературу.
Юные предки зачем-то считают, что книжка
непременно обязана припоминать учебник.
Потребуем-ка себя: так ли интересно читать
спецкнигу?
Ранее азбуку черкали люди, достигшие высочайшего
степени мастерства. До того как Густой взялся за
ее сочинение, он стал Густым. То же самое — Саша
Темный, Самуил Маршак, Борис Заходер. Сейчас же
печатают дешевеньких и бездарных творцов.
Из книги уходит теплота. Разве может показаться
собственное отношение к схожим героям и
однотипным стихам?
Повальное косноязычие венчает повальное, чрезвычайно
огрубленное мультяшное рисование под Диснея.
Ежели и далее мы так пойдем, то сквозь 20 лет
читающих жителей нашей планеты можнож будет в музее демонстрировать.
Лев ЯКОВЛЕВ, издательство
Темная курица:
— Непрофессионализм главный массы ребяческих
издательств привел на книжный ребяческий рынок
массу графоманов, к тому же невежественных. Агния
Барто — тоже графоманство, но хоть умелое и
грамотное. Как досадно бы это не звучало, малолетний ребенок не разумеет,
как небезопасна графомания в смысле российского языка.
Григорий ОСТЕР, писатель:
— Я сам черкаю на данный момент азбуку. Те, что я лицезрел, меня не
полностью удовлетворяют. Они не предоставляют осознания, что
буковка — это картина, тот или другой может означать
немного понятий немедля — звук, предлог,
союз и т. д. Что, объединяясь с вторыми знаками,
она образует слова и доли словечек. В игровой и
веселой форме я пробую донести это детям. Ведь
дети постоянно близко со мной, я вижу их реакцию.
Это служит мне ориентиром.
У букв быть может собственный нрав. К примеру, А —
крикунья, Б — мечтательная (шоколаду б, мармеладу
б), В — проныра, с ее поддержкою можнож просочиться куда
угодно.
Чтоб не наделать методических ошибок, я
консультируюсь со спецами.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники