Экзамен

Экзамен— Доктор, — произнесла мне 40-летняя пациентка, мне густо снится кошмарный сон, что я сдаю экзамен в школе. Я просыпаюсь легко в прохладном поту…
Прошло теснее наиболее 20 лет, как эта дама сдала личный последний экзамен. Теснее собственные малыши окончили школу, а ведь вот наказание какое-то… Посреди пары тыщ моих пациентов с самыми многообразными сердито-психологическими расстройствами нет фактически никого, кому бы пару раз в жизни в достаточно-таки зрелом возрасте не снились экого рода сны. Это показывает на то, что процедура прохождения экзамена в школе, училище и даже институте приходит массивным стрессовым психологическим фактором. Тот или другой у чрезвычайно почти всех жителей нашей планеты забывает яркий чувственный след в памяти, запечатлеваясь на ватерпасе подсознания, принуждая нас опять чувствовать определенное волнение от одной идеи, что нам предстоит еще иной раз-то что-то сдавать.
С один-одинехонек моим сотрудником произошла очень занимательная история. Имеясь теснее доктором, он зашел к приятелю в пединститут. Около подходящего ему кабинета стояла группа студентов, ждущих экзамена и сильно беспокоящихся благодаря чему предлогу. Сквозь 20 минут он вдруг ощутил, что его также обхватило мощное волнение, настоящей предпосылки тот или другой безусловно не имелось. На самом процессе ему передался настрой этих студентов… Сотрудник был одновременно удивлен и заинтригован.
Можнож вспомнить массу самых смешных случаев, происходящих во пора экзаменов. Но тяжело именовать смешными те моменты, иной раз школьники либо студенты (абитуриенты) от лишнего чувственного напряжения падали в обморок, испытывали приступы многообразных болевых чувств в сердечко, желудке и т.д. В отдельных вариантах тяжба доходило даже до истерик, и не лишь с девушками.
Ежели же посмотреть на экзамен, а поточнее на экзаменационный период (подготовка, сдача, отдых — и снова по второму, пятому кругу) с точки зрения психиатра, то ситуация приобретет еще наиболее драматичный нрав. В нашей стране защищено немного диссертаций о сердито-психологических заболеваниях у школьников и студентов, возникающих в итоге сдачи экзаменов. К этому могу добавить немного 10-ов случаев заболеваний шизофренией у студентов самых многообразных училищ и вузов, с тот или иной мне довелось столкнуться за 1998 год (большая часть из их появилось в экзаменационный период либо затем него).
Отчего же тяжба обстоит настолько серьезно, в чем правильная подоплека этих превосходных стрессов и жизненных драм?
Что экое экзамен? На этот вопросец учителя и воспитанники ответят, что это проверка познаний школьника. Да, это правильно, но не совершенно… Экзамен — это частично лотерея. Экзаменаторы почему-то убеждены, что ежели воспитанник (студент) отлично знает их предмет, то постоянно отлично и ответит. Как психолог я не могу с сиим согласиться. Во-главных, живет целая налаженность дискредитации выставления итоговой оценки в аттестат зрелости. Она заключает в том, что ежели школьник на экзамене зарабатывает оценку выше собственной годовой, то в итоге ему выставляется едва годовая, а ежели гуще, то экзаменационная. И лишь при совпадении этих 2-ух цифр в аттестат проставляется подобная оценка. Осознание этого причины во многом развращает школьника ведь что толку стараться приготовляться к экзаменам, ежели оценку выше годовой все одинаково не поставят. Уверенный в для себя воспитанник соображает, что уж близкую родную оценку он в любом случае получит, так, означает, что в особенности стараться. А вот не чрезвычайно уверенный волнуется о том, чтоб не потерять личный стиль (сдача большинства экзаменов в 9 классе никак не влияет на аттестат о среднем образовании). Нельзя забывать и о ярлычках «троечник», «хорошист», «отличник», ставших «2-ой натурой» каждого школьника.
По-человечески наиболее правосудным и психологически наиболее адекватным имелось бы другое отношение к экзаменационной оценке: ежели приобретешь выше годовой — ставится наиболее высочайшая, а ежели приобретешь гуще на 1 балл, то ставится годовая.
Непременно, это не всепригодный выход, и он призывает дифференцированного подхода. Но в любом случае, это сделало бы для школьника наиболее смирное отношение (не путать с безответственным) к экзамену, тот или другой бы стал лишь интеллектуальным соревнованием, а не суровым психическим либо психическим стрессом с бессонницей, слезами, неизменным внутренним напряжением теснее на стадии подготовки.
Гигантскую роль играет и то, как учителя и предки ученика настраивают его к экзамену. Гуще в итоге и те, и вторые задают в то же время две абсолютно противоположные на самом деле задачи. Главная — отнестись с наибольшей серьезностью к экзамену как очень ответственному и внушительному событию в жизни. По другому разговаривая, чтоб сильнее переживали теснее от одной идеи, что предстоит экзамен. 2-ая — приобрести как можнож более высшую оценку. Открыто либо косвенно при этом говорится, что в зависимости от определенной оценки, приобретенной школьником, будет строиться и отношение к его личности в целом со сторонки и одних, и иных.
Меж тем, ежели один-одинехонек отдать в руки пудовую гирю, иному две, а 3-ий будет налегке, то заранее светло, что их результаты по бегу на дистанцию будут абсолютно многообразными. Школьники гуще в итоге находятся конкретно в эких обстоятельствах, лишь вот эти злосчастные «гири» никто (ни учителя, ни предки, ни все другие) не хочет учесть. Вот и достается, что при показном равенстве на самом процессе школьники поставлены в принципиально различные отменно условия. Отчего? Да поэтому, что даже при корпоративном взоре на ребят, не имеясь сверхквалифицированным психологом, можнож узреть, что глодать сангвиники и холерики, умственные процессы тот или иной по сопоставлению с флегматиками и меланхоликами протекают еще прытче (в 2 — 5 разов). Да и при частичной неудаче уныние и растерянность у их могут появиться также намного прытче…
Нельзя забывать и о определенных физических факторах — не так давно перенесенная простуда, недосып, долгое психологическое и умственное переутомление, недостаточно неплохой завтрак перед экзаменом (некие отчего-то обожают ходить на экзамен на голодный желудок). В конце концов, школьник может встать очевидцем свары меж родителями, тот или иной никакими экзаменами не запланируешь… Далековато не каждый взрослый, обладая разум и выдержку, жизненный опыт и еще самое большее иных добродетелей и полезных свойств, сумел бы в этакий ситуации сохранить близкую прежнюю трудоспособность.
Для обуздания лишнего волнения можнож порекомендовать принимать успокаивающие настойки из травок: пустырник, валериана, боярышник, пион, пассифлора, ново-пассит. Ежели травки завариваются без помощи других, то из увольнения одна столовая ложка сухого вещества на стакан воды. Настойки принимаются в дозе от 20 капель до чайной ложки, а отвары и настои — по 1\3 стакана в зависимости от персональной чувствительности и ступени невротизации школьника 2-3 один раз в на днях затем пищи за 2 недельки до экзаменов и в предстоящем по состоянию еще 2-3 недельки. Ежели недельный прием настоек либо отваров не вызвал абсолютно никакого полезного эффекта, то превосходнее обратиться к доктору. Встречать лекарства лишь накануне либо перед самым экзаменом, в особенности те, к тот или другой неведома чувствительность организма ребенка, не рекомендуется, потому что это может вызвать у него сонливость, рассеянность либо заторможенность.
Вред здоровью воспитанников и студентов наносит не сам экзамен, как такой, а налаженность взоров и представлений о нем, преобладающих у экзаменаторов, экзаменующихся и их родных; методика преподавания предмета в процесс года, ступень сложности либо конфликтности отношений меж определенным воспитанником и учителем, психическая обстановка вокруг экзамена до него, во пора него и затем него.
Детство и молодость — пора, иной раз самоутверждение — это одна из самых ключевых задач ребенка, И оттого природно его жажда захватить наибольший авторитет и почтение в очах собственных родных (в основную очередь, естественно, родителей). Взрослые (и предки, и учителя) вспоминают близкую молодость с высоты жизненного опыта. И родные минувшие переживания от этого глядят им какими-то несерьезными и второстепенными, никак не влияющими на их жизнь тогда, а уж тем наиболее на данный момент. Это приводит часто к очень ветреному отношению с их стороны к переживаниям школьника (студента), связанным с экзаменами. У их возникает искаженная субъективная оценка целой ситуации в целом, а отсюда и неадекватное, формально обезличенное отношение к определенному воспитаннику. Гуще в итоге это выражается в нагнетании негодных страстей либо в скептическо-ироничном отношении к ребенку и его водящимся успехам, либо полном безразличии вообщем и в частности.
Так что охото порекомендовать родителям не творить излишнего ажиотажа у малышей перед экзаменами, в особенности ежели ваш ребенок и так беспокойно-мнительный, чувственный и впечатлительный, неуверенный в для себя. Эких малышей превосходнее настраивать на умеренный ватерпас притязаний и ни при каких обстоятельствах не ставить в зависимость от оценок свойское отношение к ним. Напротив, в случае получения оценки наиболее басистой, чем ожидалось, превосходнее успокоить и ободрить, проявить осознание и сочувствие. Перед экзаменом прилично внушить веру в его массы и возможности, поддержать эти чувства в нем самом.
Для улучшения умственных действий можнож порекомендовать прием ноотропных препаратов: ноотропил, пирацетам, пиридитол, аминалон по 1 таблетке с утра и в обед затем пищи за 7-10 дней до экзаменов и во пора их. Тем, кто иметь отношение к «совам», превосходнее заниматься во вторую половину дня, «жаворонкам» — в основную. Сон обязан быть более 8-9 часов. Затем 1 часа занятий идет 15-20 минут отдохнуть. Корпоративная длительность занятий быть может 6-8 часов. Минимум час в на днях проводить на свежайшем воздухе. При пониженном артериальном давлении, вызывающем слабость, утомляемость, вялость можнож встречать тонизирующие настойки: элеутерококк, женьшень, аралию, пантокрин, лимонник, левзею, заманиху по 30 капель с утра и в обед перед едой.
Никто из учителей отчего-то не мыслит о том, в каких условиях школьник приготовлялся к экзаменам. Как на физическом уровне и психологически они водились благосклонными для ребенка в этот период, не разговаривая теснее о том, как вообщем касаются в семье к ребенку, при этом как все, так и по отдельности. Это бабушки и дедушки со старческими психическими и психологическими необыкновенностями, отчимы и мачехи с хватить определенной позицией в отношениях с пасынком, старшие братья и сестры, подавляющие родным возрастным авторитетом и физической насильственно, и младшие, творящие иногда дискомфорт близкими неисчерпаемыми фантазиями даже почивающему человеку.
Учителям можнож имелось бы сделать психологически благоприятную обстановку не только лишь во пора экзамена, да и до него. Во пора экзамена как-то проявить роль к школьникам, некоторым отдать советы и назначения как превосходнее сосредоточиться либо вспомнить, провести логическую линию рассуждения, напомнить те либо другие нюансы, осветить тот или другой пренебрегал от волнения экзаменующийся. Время от времени даже доброжелательной и уважительной интонации в гласе учителя либо второстепенной подсказки достаточно для заслуги воспитанником наибольшего фуррора в решении контрольной занятия и в устном ответе.
Можнож провести посреди воспитанников и учителей мини-опрос: 1) в какой малой оценке на экзамене вы убеждены; 2)какая оценка быть может более вероятной; 3)какую бы вы желали приобрести (поставить с учетом успеваемости в процесс года). Результаты доставляли бы ценность для осознания ситуации и учителем, и начальником, содействовали бы частично наиболее беспристрастной оценке познаний каждого школьника в ходе экзамена.
И вообщем гораздо меньше формализма. В ряде всевозможных случаев, иной раз ответ «тащит» на 3,5 либо 4,5 балла, лучше учесть трудолюбие и усердие воспитанника в процесс года, его психические индивидуальности поведения в трудной ситуации, специфику домашней обстановки и вторые «смягчающие» причины. Не быть достойным учителям отождествлять себя с казарменной старшиной, тот или другой призывает сооружать все по уставу. Злорадная категоричность и максимализм при выставлении густых оценок не только лишь не принесут никому прока, но могут бросить пожизненный след, как в душе школьника, так и в его психике. Глодать, естественно, отъявленные лодыри, бездельники и лентяи, но гуще в итоге за наружной бравадой прячется скрытая искренняя боль и мученье ребенка (а может и та либо другая психологическая патология). И ежели вы выясните подлинную причину экого явления, то рука, выставляющая оценку, не будет максимально жестокой и непримиримой.
Победа взрослого над ребенком не глодать в большинстве случаев предмет особенной доблести. Превосходнее (с позиции психолога и психиатра) не вставать «в позу» прокурора, выносящего «карающее и правосудное» вывод, а водиться благородным и снисходительным. И природа непременно воздаст для вас сторицей за вашу доброту.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.