С пришествием зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленоватый лес укрылся белоснежной шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некие птицы издавна перебрались в теплые закраины. Для взрослого жителя нашей планеты все эти смены явны и понятны. А для малыша? Что знает он о жизни природы в зимний период?
О полезности наблюдений
Наблюдения за природой сообща с малышом почти все из нас считают занятием легкомысленным, кислым и не особо главным. Куда главнее, мыслим мы, обучить кроху читать и считать как можнож ранее, решать логические задачки и формулировать собственные заключения. Все это, непременно, заслуживает интереса. Но конкретно различные наблюдения как разов и учат кроху мыслить, анализировать, сопоставлять, систематизировать явления, сыскать отношение меж предпосылкой и следствием. К тому же наблюдения за живой природой воспитывают эстетически и высоконравственно, мастерят малыша внимательным и проницательным, а это для малыша еще главнее, умения читать в три года.
Не тайна, что городские дети всего ничего разговаривают с природой. Ну и природы как такой в великих городках осталось мало. Но сколько бы мы ни ведали крохе о периодах года и связанных с ими естественных явлениях, демонстрируя рисунки в книгах и играя в настольные забавы, этого все в равной мере недостаточно. Один-одинешенек разов узреть, как знаменито, превосходнее, чем 100 разов услышать. И как имелось бы здорово в выходные отправиться в лес либо в городской парк, что бы кроха сумел узреть родными пытливыми глазенками все те чудесные перевоплощения, тот или другой подарила природе зимушка-зима. Да что там парк! Даже во дворе около жилища можнож устроить восхитительную экскурсию. Лишь постарайтесь, чтоб общение с малышом не преобразовывалось в лекцию. Задавайте ему вопросцы, увлекайтесь его суждением, устремляетесь развивать его любознательность — пусть он раздумывает в поисках ответов, и не беда, ежели его догадки не постоянно верны. Основное — вожделение разыскать истину. Итак, одеваемся потеплее, берем с собой фотоаппарат и отправляемся встречать зиму!
Приметы зимы
Сначала, заслуживает побеседовать с малышом о приметах зимы. Пусть он скажет для вас о этом сам. Ведь даже у 3-х летнего карапуза теснее глодать солидный жизненный опыт. Наверное он так, что в зимний период посещает снег. Правильно, а отчего? Поэтому, что в зимний период бездушно. Ведь снег — это замерзшая вода. В летнюю пору из тучки следует дождик, а в зимний период дождевые капельки леденеют и останавливаются снежинками. Пусть малыш подержит в руках мало снега и сам удостоверится, что он тает и преобразуется в воду. Наберите снег в ребяческое ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а позже вновь заморозьте в морозилке. Гуляя на улице во пора снегопада, разглядите с малышом крошечки-снежинки. Все они различные и изумительно благовидные. Но у целых снежинок глодать одно корпоративное свойство. Какое? У целых снежинок по 6 полупрямых. (Сумеет ли малыш додуматься?) Жилища сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Нетрудно дух захватывает, иной раз разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что все-таки там получится?
Ежели ребенок теснее обладает какое-то представление о планетках и их вращении вокруг солнца, побеседуйте с ним о том, отчего же в зимний период останавливается бездушно. Самый простой вариант это сделать с помощью глобуса и настольной лампы. Обратите интерес молодого астролога на то, что земная ось мало наклонена и поэтому солнышко нагревает Свет неравномерно. Иной раз на одной половинке Мира лето, на второй — зима. Но вот Мир пролетела полкруга вокруг солнца, и зима с в летнюю пору изменяются там-сям. Можнож вырезать из бумаги фигуры деток в зимней и летней одежде, повращать глобус вокруг солнца-лампы и помыслить, какое пора года будет в различных участках «мира».
Уместно будет побеседовать с ребенком о зимней одежде, о том, для что люди ее надевают. Вспомните зимние облики спорта и порассуждайте, отчего в летнюю пору нельзя кататься на санках либо лыжах. Побеседуйте о снегоуборочной технике и ее подмоги людям.
Поведайте крохе, что в зимний период дни останавливаются кратче, а ночи — высоченнее. К примеру, обратите его интерес на то, что в начале осени, иной раз вы ворачивались из садика, еще освещало солнышко. Вы успевали погулять, поиграть, поужинать, а на улице все еще имелось ясно. А сейчас вы возвращаетесь домой в сумерках. Ежели малыш не прогуливается в сад, придумайте вторую, понятную ему временную веху. Это быть может вечерняя прогулка либо то пора, иной раз прибывает с службы папа. Основное, чтоб событие повторялось изо дня в задевай приблизительно в одно и то же пора. И тогда убавление светового дня будет приятным.
В гости к деревьям
Самые приметные конфигурации происходят в живой природе, необыкновенно в мире растений. Следя за деревьями и сопоставляя то, как они смотрятся в весеннюю пору, в летнюю пору, в осеннюю пору и в зимний период, ребенок сумеет превосходнее понять смену пор года. Добро бы предпочесть какое-то одно дерево, растущее поблизости от жилища, и пора от поры прибывать к нему, чтоб понаблюдать за его жизнью. Для этих целостнее идеальнее всего подступает незначительная березка. Конкретно березу дети идеальнее всего различают от вторых деревьев. Вспомните сообща с ребенком, что в летнюю пору дерево имелось одето в зеленоватый наряд, в осеннюю пору листья начали желтеть и облетать, и к зиме дерево осталось совершенно без листочков, нагим. Задумайтесь сообща с малышом, отчего так происходит. Поведайте ему, что из промерзшей мира корешки теснее не могут тащить воду, ну и бездушного зимнего солнышка дереву не хватить, оттого оно скидывает листья и вроде бы засыпает. И если б листья не осыпались, ветки могли бы сломаться под его тяжестью снега, а с тонких нагих веточек снег просто соскальзывает, не причиняя дереву ущерба.
Разглядите сообща с ребенком почки на ветках различных деревьев. На данный момент они совершенно малолетние, компенсированы сверху низкой защитной кожурой, и никакие морозы им не ужасны. Разломите почку и изобразите малышу. Ежели в почке виден крошечный зеленоватый зародыш, означает, дерево живое, и иной раз пригреет весеннее солнышко, из почек явятся новейшие листочки. Можнож смонтировать веточки, упавшие с различных деревьев, поставить жилища в воду и устроить махонькую весну посреди зимы. Правда, этакие спящие ветки простоят достаточно длинно, до того как из почек проклюнутся листья. Чтоб инициировать процесс, устройте растениям «ванну» — положите их в теплую воду (30-35градусовС) и оставьте на 6-12 часов. Далее поставьте в вазу с водой. Теснее сквозь некоторое количество дней ветки начнут развиваться и подарят для вас с малышом истиннее волшебство.
Обратите интерес малыша на ели и сосны. Потребуете, поменялись ли они с приходом зимы? Нет, они не скинули близкие хвоинки, как лиственные деревья. Так и будут зимовать в зеленоватом наряде. Объясните, что хвоинки — это те же листики. Но малюсеньким иголочкам, в отличие от великих листьев, и солнечного света необходимо младше, и воды. Вот елки хвою и не скидывают. А для чего? Им и так добро. В зимний период хвойные деревья тоже дремлют, но засыпают позднее лиственных и пробуждаются ранее.
Наверняка, ваш ребенок умеет распознавать некие деревья. Но в летнюю пору это мастерить свободнее — подсобляют листья. А вот в зимний период, иной раз они облетели, выяснить то либо другое дерево либо кустик совершенно непросто. Это будет увлекательной исследовательской задачей для крохи. Обратите интерес малыша на внешний облик дерева, на его кожуру, посмотрите, может, остались где-нибудь на ветках засохшие листочки. Березу сходу реально отличить по кожуре, иву — по свисающим до мира веткам, некие облики тополя — по высочайшей пирамидальной кроне. На рябине и шиповнике остаются с осени бездушные плоды. Конкретно по ним эти растения чрезвычайно просто выяснить в зимний период. Поглядите, самое большее ли на рябине ягод, и проверьте народную примету. Молвят, что крупный сбор рябины — к прохладной, грозной зиме. Это и понятно, ведь для почти всех птиц рябина — истиннее спасение. Ею обожают лакомиться дрозды, свиристели, снегири. Ежели для вас повезет, то вы можете узреть, как своры этих северных гостей дословно «сметают» рябиновые грозди в считанные минутки.
А что бы еще превосходнее уяснить, где какое дерево, а заодно и погреться, поиграйте в веселую забаву. Мать разговаривает: «Разов, два, три, к березе беги!» А ребенок скоро исполняет команду. Так можнож бежать и к дубу, и к каштану, и к хоть какому иному дереву, растущему вблизи. А позже будет здорово обменяться ролями, иной раз водящим забавы станет кроха
Лесные кладовые
К зиме приготовляются не совсем только люди и деревья. Животные и птицы тоже ожидают морозов и мастерят на зиму запасы. Пусть малыш пошевелит мозгами, кто же из лесных обитателей в осеннюю пору запасает себе пищу. Окончательно, это белка. Кладовых у нее множество. Она собирает орешки, желуди, прячет их в дупла, под корешки деревьев и в мох. Да и грибы сушит, как припасливая хозяйка. Отыщет гриб, затащит на дерево и прикрепит в развилке ветвей. В зимний период белка самое большее дремлет в теплом дупле. А в солнечные деньки опускается с дерева, чтоб найти близкие запасы.
Малая птичка поползень тоже запасает орешки и желуди. Прячет он их высоко на дереве, в щелях и трещинах кожуры. В дубовых высадках, ежели они глодать около жилища, в парке либо в лесу можнож встретить контрастную сойку. Сойке зима не ужасна — всю осень она прятала под корнями деревьев желуди и ягоды. В таковых кладовых посещает по немножко кг желудей. Плотно сойка запамятывает, где что спрятано, а позже на участке кладовой растут малолетние дубки. Ежели ребенок захотит, можнож жилища поиграть с игрушками в лесных зверюшек, тот или другой мастерят запасы на зиму.
В летнюю пору сероватый, а в зимний период?
Наверное ребенок знаком с загадкой про кролика и знает, что на зиму он меняет близкую сероватую шубку на белоснежную. А сумеет ли он ответить, отчего так происходит? Правильно, чтоб встать незначительным на белоснежном снегу. Ах так говорил о этом заяц-беляк в басне В. Бианки «Синичкин календарь»: «Пурга все следы замела и меня занесла — вот волки близко пробежали, а меня не разыскали». Но снег не постоянно подсобляет зайке скрываться. Посещает, что и мешает. На рыхловатом снегу остаются точные заячьи следы, по ним лиса его в два счета отыщет. Ну и бежать по этакому снегу тягостно. А вот частый снег — иное процесс. И бежать просто, и никаких следов.
Поведайте ребенку, что не совсем только кролик обновляет на зиму «гардероб». Почти все животные и птицы тоже надевают зимние шубки. К примеру, горностай и ласка. У лисиц и белок шубка останавливается гуще и теплее. С этаким мехом никакие морозы не ужасны.
Зимние сони
Ну, а кто самый знакомый зимний соня? Окончательно, медведь. Поздней в осеннюю пору забирается он в берлогу и там спит до весны. Все это пора медведь ничего не ест. Он нагуливает («наедает») жир в летнюю пору и в осеннюю пору, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается к тому же выкормить новорожденных медвежат.
Но не совсем только медведи в зимний период впадают в спячку. Предложите ребенку вспомнить лесных обитателей и помыслить, кто из их тоже отчаливает почивать в зимние квартиры. Это ежи, еноты, барсуки, летучие мыши. Ежик с осени готовит для себя зимнюю нору, выстилает ее травкой, неотзывчивыми листьями и мхом. А позже дремлет там до весны, комфортно свернувшись клубочком. Еноты и барсуки тоже зимуют в норах, а летучие мыши — в дуплах деревьев, в пещерах либо на чердаках.
Предложите малышу помыслить, отчего почти все животные в зимний период дремлют. Во-основных, они опасаются зимних холодов — не каждый зверь может в теплую шубку переодеться, а в берлогах и подземных норках им тепло и комфортно. Но глодать и 2-ая причина, наиболее главная. Ежик любит полакомиться насекомыми, а в зимний период их не достать. Мишка, хоть и как будто большущим и строгим, кормится, в генеральном, растениями и ягодами. А какие в зимний период растения? И ежели в зимний период нельзя добыть для себя корм, превосходнее переждать трудные эпохи в состоянии спячки. А волки, лисы, зайцы и в зимний период для себя пропитание найдут. Вот и бегут всю зиму по лесу. Пусть ребенок пошевелит мозгами, чем кормятся эти животные в зимний период.
Кто улетел, а кто остался?
Наверняка, малыш теснее знает, что почти все птицы с приходом осени улетают в теплые закраины. Но не излишним будет снова о этом вспомнить. Отчего одни птицы улетают, а иные остаются зимовать с нами? Не торопитесь отвечать за малыша, пустите ему потенциал мало порассуждать, направьте наводящими вопросцами. Где живут утки и гуси? Верно, у речек и прудов. Река для их — и дом, и столовая. А что происходит с реками в зимний период? Правильно, они леденеют. Означает, необходимо водоплавающим птицам отыскивать для себя второй дом. А что в летнюю пору кушают ласточки, чем подкармливают собственных птенцов? Летающими насекомыми. А в зимний период насекомые летают? Нет, они прячутся от мороза до весны. Выходит, что в зимний период почти всем птицам нечего глодать, вот и разыскивают они себе свой дом в вторых участках, теплых и сытных.
Отчего же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Нетрудно они все могут в зимний период найти себе пропитание: семечки и плоды растений и даже насекомых с их личинками под кожурой деревьев. А ежели перебраться ближе к людям, можнож поживиться остатками еды, тот или другой беспременно найдутся вблизи от жилища. Побеседуйте с ребенком о тех птицах, тот или другой остались зимовать. А еще превосходнее постарайтесь их узреть и за ими понаблюдать. Сначала это всесущие воробьи. Воробьиные стайки можнож узреть на облетевших кустиках и деревьях фактически постоянно. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он экий, как я:
Иной раз прибывают мороза,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
Резвые синички — тоже частые гости. Кормятся они, в генеральном, насекомыми, тот или другой достают из щелей в древесной кожуре. Поглядите, как снуют синички ввысь и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых грызут, и зерно, и различные пищевые отклонения.
Птичья столовая
Птичкам-невеличкам, тот или другой остались зимовать сообща с нами, приходится не сладостно. Все-таки добраться до корма непросто — он плотно посещает укрыт подо льдом и снегом. А в зимний период чрезвычайно бездушно, и птичке необходимо главным образом пищи, чем в летнюю пору. Ежели малыш не знает либо подзабыл о той крупный полезности, тот или иной приносят птицы, поведайте ему, как синички и иные малолетние пичужки выручают деревья от вредных насекомых. Чем главным образом птиц в лесу либо в саду, тем целее деревья. Объясните крохе, что в зимний период птицы гибнут не от мороза, а от голода. Ведь сытая птичка не промерзнет даже в самый мощный мороз. И ежели вы сообща с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса либо около жилища кормушку, то вы не совсем только можете понаблюдать за птицами, да и сделаете добросердечное и необходимое процесс.
Ежели папа согласится посодействовать, можнож сконструировать кормушку по целым правилам. Для этого пригодится незначительная дощечка либо фанерка, к тот или иной необходимо приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можнож подвесить на ветке, а еще превосходнее — укрепить на древесной «ножке», вбитой в свет. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и древесная кровля. Ежели кормушка висит в парке, и вы с ребенком не сможете наведываться туда плотно, комфортно сделать «автоматическую» кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и укрепите над столиком на расстоянии пары мм. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новейший. Чтоб бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот сейчас она смотрится наиболее «естественно» и природно. Ежели же сделать древесную кормушку не выходит, установку можнож веско упростить. К примеру, прорезав огромное окошко в пластмассовой бутылке либо картонном кульке из-под молока.
Чем все-таки угостить птиц? Превосходнейшее лакомство — подсолнечные и тыквенные семена. Можнож насыпать крошки белоснежного хлеба. Экое угощение понравится хоть каким птичкам. Различные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, вероятнее всего, лишь воробьев. Снегири обожают ягоды рябины и бузины. Синичек можнож побаловать кусками несоленого сала либо мяса. Лишь не кладите сало открыто на столик — утащат вороны. Подвесьте его на ниточках либо проволочках к веткам деревьев. Так вороне поймать сало тяжело, а синичка поклюет, уцепившись за кусок лапками.
Кого можнож встретить у кормушки? Ежели она висит во дворе около жилища, то главными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не совсем только различные синицы, да и дятел, и поползень. Птицы чрезвычайно скоро привыкают к кормушке и наведываются туда повсевременно. Ежели вы каждый задевай гуляете с ребенком приблизительно в одно и то же пора, пробуйте провести экий опыт. Каждый задевай в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И чрезвычайно быстро вы заметите, что птицы знают пора обеда и собираются у кормушки «впору», ждя лакомства. Время от времени прилетает сходу вся стайка, а посещает, немножко воробьев-шпионов. Ребенку наверное понравится потенциал понаблюдать за пернатыми и их привычками во пора обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас хватить недалеко. Лишь вести себя необходимо чрезвычайно-чрезвычайно тихо.
Лесная прогулка
Окончательно, увлекательнее итого отыскивать приметы зимы в истинном лесу. Как будто, что жизнь тут застыла. Куда же подевались все летающие, бегущие, скачущие насекомые, тот или другой в летнюю пору тут имелось большое множество? Пусть ребенок сам испытает ответить на этот вопросец. А позже предложите ему найти заснувших на зиму насекомых. Ежели вы заметите ветхий трухлявый пень, отверните ломоть его кожуры. Кого лишь не встретишь там: различные жуки, гусеницы, бабочки, мухи. Они не двигаются и вроде бы оцепенели от мороза. Ежели брать одно насекомое, высадить на варежку малыша и отогреть теплым дыханием, оно сходу оживет и зашевелится. Так и в весеннюю пору: пригреет солнышко — и все бабочки и мошки выползут из собственных зимних убежищ.
Хоть какой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинноватой ручке — невозможно подходящая и нужная вещь, ежели на улице лежит снег. И ежели к фактору лесной прогулки снег теснее выпал, занимательно будет поглядеть, как ощущают себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгре6ите давнишние опавшие листья и — о волшебство! Оказывается, под снегом зеленеет самая реальная живая трава. Наверное малышу будет занимательно выяснить, отчего она не леденеет. Поведайте махонькому почемучке, что снег — это теплое одеяло для растений. Под густым покровом снега почти все растения примечательно себя ощущают до самой весны.
Походить можнож и к водоему, узреть там родными очами, что реки и озера на зиму леденеют. Поведайте ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Почти все водные растения, насекомые, небольшие рачки вмерзают в лед, но не гибнут. В весеннюю пору они отогреются и оживут. А рыбы в зимний период спускаются на самое дно. Сверху река леденеет, а внизу, около дна, остается незначительная прослойка не замерзшей воды. Чем посильнее мороз, тем младше эта прослойка. Но рыбам все в равной мере хватает.
Не пренебрегайте жилища почитать с малышом книги, пригодные по предмету. Необыкновенно самое большее осенне-зимних историй можнож найти у В. Бианки. Это «Синичкин календарь», «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и Дед мороз», «По следам» и др. А ежели в семейной видеотеке отыщутся пригодные мульты, их тоже заслуживает пересмотреть сообща.
Календарь наблюдений
Само это словосочетание, календарь наблюдений, часто вызывают содрогание у взрослых. Сходу вспоминаются школьные уроки природоведения и утомительная необходимость отмечать повседневно температуру воздуха, осадки, направление ветра Но для детей, поверьте, — это интереснейшее занятие, и к тому же полезное. С его поддержкою кроха сумеет фиксировать все те познания, тот или другой он приобрел во пора ваших примечательных прогулок.
Сделать экий календарь не трудно. Заберите крупный лист бумаги, расчертите на квадратики по численности дней в месяце. Квадратики обязаны водиться достаточно огромные. Сверху велико строчим заглавие месяца. Ежели получится разыскать в ветхих книжках и журнальчиках рисунки, пригодные принесенному поры года, пусть ребенок их вырежет и наклеит на полях календаря. Сейчас каждый задевай будем подписывать очередной квадратик: число и задевай недельки, а кроме этого, изображать в клетке то, что посчитаете необходимым. Можнож следить за погодой и живописать в клетке определенный знак: солнышко, облачко, снежинку и т.д. Можнож обучаться определять температуру по градуснику. Можнож живописать все, что узрели на прогулке: синичку, ворону, рябину, собаку предопределенной породы, следы на снегу и т.п. А можнож заблаговременно отмечать знаменательные действия (задевай рождения, поход в цирк, театр и т.п.), а позже считать, сколько дней до их осталось.
Занимательных и познавательных для вас прогулок и занятий!
Previous Post: Кишечная непроходимость
Next Post: Жора