ФГОС — это конституция школьного образования

Муниципальный образовательный эталон ФГОСВ ругательные недельки в сообществе бурно дискуссируется новейший образовательный эталон Русской школы. В вебе, СМИ, на радио и телевидении звучат иногда чрезвычайно резкие суждения, от разумной критики до звучных заявлений о приготовляющемся развале российского среднего образования. За объясненьями по предлогу ФГОС портал Материнство.ру обратился к разрабам эталона. На наши вопросцы согласилась ответить Любовь Николаевна Феденко, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, заместитель начальника ИСИО РАО по стандартизации совместного образования.
Вопросец: Что представляет из себя ФГОС, и как он отразится на обучении деток?
Ответ: В согласовании с Законом РФ О образовании (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ; ст. 7) федеральные муниципальные образовательные стандарты (ФГОС) — это совокупа запросов, непременных при реализации образовательных программ цельными школами, располагающими муниципальную аккредитацию.
Основное отличие ФГОС от его предшественников опора на результаты выявления запросов личности, семьи, сообщества и страны к результатам совместного образования.
Вторым принципиальным различием ФГОС приходит их ориентация на достижение не только лишь предметных образовательных результатов, но, сначала, на формирование личности учащихся, овладение ними всепригодными методами учебной деятельности, обеспечивающими удачливость в познавательной деятельности на целых шагах последующего образования.
Третье принципиальное отличие новейших стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.
Федеральный муниципальный образовательный стандарт исходного совместного образования — принципиально новейший для отечественной школы документ, рекомендация и функции тот или другой беспрецедентны в ее истории. По сопоставлению со эталонами главного поколения его предмет, сфера его деянья веско расширились и встали обхватывать области образовательной практики, тот или другой в то же время с единичных системных позиций никогда ранее не нормировались. ФГОС практически описывает цельный уклад школьной жизни, приходит конституцией совместного образования.
ФГОС ориентирует образование на достижение новейшего свойства, адекватного современным (и даже предсказуемым) запросам личности, сообщества и страны.
Введение эталона второго поколения во многом изменит школьную жизнь малыша. Идет речь о новейших формах организации обучения, новейших образовательных разработках, новейшей раскрытой информационно-образовательной среде, далековато выходящей за границы школы. Конкретно потому в эталон, к примеру, введена Программа формирования всепригодных учебных деяний, а приблизительные программы нацелены на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на экие облики учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное планирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые забавы и др.)
ФГОС приходит ориентиром для разработки программ отдельных учебных предметов, курсов. В состав главный образовательной программы входят учебный план, тот или другой описывает корпоративный размер перегрузки и наибольший размер аудиторной перегрузки обучающихся, состав и структуру непременных предметных областей, а также программы отдельных учебных предметов, курсов.
— Итого есть три ФГОС?
— В нынешнее время утверждены и введены в деянье указами Министерства образования и науки Русской Федерации два эталона — ФГОС исходного совместного образования (1-4 классы) и ФГОС генерального совместного образования (5-9 классы). Чертеж ФГОС среднего (полного) совместного образования (10-11 классы) находится на рассмотрении и будет утвержден в последнее время.
— Где проходила апробация ФГОСов, как длинно?
Стандарты образования разрабатывались поэтапно, начиная с 2006 года. В то же время проводилась их апробация в региональных школах. Результаты целых разработок и апробаций часто дискуссировались в проф обществе на семинарах, совещаниях, конференциях с ролью представителей регионов РФ (Столичная область, Ярославская обл., Ленинградская область, Калининградская область, Дагестан, Ростовская область, Татарстан, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Саха (Якутия), Ставропольский кромка, Омская область), на встречах с родителями воспитанников и общественностью.
Дискуссия целых документов повсевременно исполняется на спец Веб-вебсайте Новейшие стандарты совместного образования: на пути к публичному договору http://standart.edu.ru, вебсайте Института Стратегических исследований в образовании http://fgos.isiorao.ru/.
— Вносились ли во ФГОС исходного совместного образования коррективы по результатам апробации? Какого нрава?
Все конструктивные замечания, высказанные педагогическими тружениками в ходе дискуссий, имелись учтены разрабами.
— При разработке стандартов создатели учитывали опыт иных государств?
Окончательно, опыт целых государств, в тот или иной воспитанники демонстрируют высочайшие результаты по интернациональным исследованиям, скрупулезно анализировался и учитывался при разработке ФГОС.
— На вебсайте http://fgos.isiorao.ru расположена Концепция духовно-порядочного развития и воспитания. Что же это все-таки за документ и как он будет приспосабливаться в школе?
Концепция духовно-порядочного развития и воспитания обучающихся имелась разработана в рамках подготовки ФГОС и служит один-одинехонек из методологических оснований новейшего эталона. На базе Концепции разработаны приблизительные программы духовно-порядочного развития и воспитания обучающихся на исходной и главный ступенях совместного образования, тот или другой вошли в структуру ориентировочных главных образовательных программ исходного и генерального совместного образования. В согласовании с этими приблизительными програмками образовательное учреждение будет проэктировать родные программы воспитания и развития обучающихся с учетом необыкновенностей собственного образовательного учреждения.
— Какие конкретно конфигурации ожидают первоклашек в сентябре 2011 года? В прессе упоминается электронное учебное место. Приходит ли это генеральным нововведением? Будут ли все школы обеспечены таковыми кое-где к сентябрю?
В согласовании с ФГОС и ФЗ О образовании организация критерий реализации образовательного процесса приходит сферой возможностей региональных и городских органов власти (органов управления образованием), так как эти вопросцы находятся в их компетенции.
А ведь новейшие стандарты образования старших классов это практически то, о чем грезит практически каждый старшеклассник. Ну, кто из нас не задумывался: для чего мне столько физики, ежели я собираюсь водиться журналистом? Либо для чего водящемуся экономисту биология в этаком объеме? Новенькая реформа школы это, можнож произнести, путь от классической, либо русского образчика, разносторонней образованности к тесной квалификации по-западному.
Новейший эталон образования старших классов обязан быть введен в 2020 году, иногда завтрашние первоклассники закончат девять классов. С этого фактора вид русской школы обязан поменяться.
НТВ
— Будут ли разработаны учебные программы и учебники к 1 сентября?
Все программы исходного образования разработаны и размещены, также разработаны и отчасти размещены мат-лы инструментально-методического сопровождения, обеспечивающие введение ФГОС исходного совместного образования. Отдельные документы расположены на вебсайте http://fgos.isiorao.ru,. На семинарах, тот или другой проводятся в ИСИО РАО, соучастники семинара зарабатывают диски с записями лекций и методических веществ. Учебники, выставленные в списке Минобрнауки, прошли экспертизу и подходят ФГОС.
— Приносите остановимся подробнее на Проекте ФГОС для старшей школы, тот или другой вызывает преимущественно итого споров. Родителей и учителей тревожит вопросец о непременных предметах и предметах по выбору. Не скажется ли экая свобода выбора на базисной грамотности выпускников?
— Принцип вариативности образования реализуется в Рф начиная с 1992 грам., иногда был принят работающий Закон О образовании. Он включается в предоставлении обучающимся потенциала выбора учебных предметов и доп курсов в согласовании с их интересами и устремлениями. Учебный план включал инвариантную число и вариативную. Вариативная число хранила региональный и школьный составляющие (содержание образования обусловливалось регионом и школой и не постоянно подходило нуждам воспитанников и родителей). В новеньком эталоне главная образовательная программа также состоит из 2-ух количеств: непременной количества и количества, формируемой соучастниками образовательного процесса. Этаким образом, предоставлены огромные права цельным соучастникам образовательного процесса (сначала, родителям, обучающимся) влиять на содержание образования. Неизбежная число укрепляет исследование целых базовых учебных предметов. Соучастники образовательного процесса могут дополнительно избрать для исследования учебные предметы, модули, курсы, заниматься внеурочной деятельностью, не связанной впрямую с изучаемыми предметами. Все эти занятия входят в генеральную образовательную програмку и оплачиваются бюджетом. В старшей школе сегодняшний день реализуется профильное обучение, воспитанник может избрать предметы для наиболее глубочайшего исследования в согласовании со родными интересами и жизненными перспективами. В предложенном проекте новейшего эталона этот подход приобрел предстоящее развитие. Определены традиционные неотклонимые предметные области, в согласовании со родными интересами воспитанник предпочитает степень неотклонимого исследования учебных предметов из данной нам области: профильный, базисный либо встроенный. Экие предметы, как физическая культура, ОБЖ и Наша родина в мире представлены на этом же уровне и неотклонимы для исследования. Не считая того, он может избрать для исследования доп курсы, модули, дисциплины, занятия внеурочной деятельностью. Финансирование целых этих занятий в рубежах совместного числа часов, определенного эталоном (оно преимущественно, чем действующее сегодняшний день), исполняется бюджетом.
Александр Кондаков, генеральный директор издательства Просвещение: На самом деле задевала в новейших эталонах предлагается считать 9-й класс как завершение базисного образования. 1011-е классы это теснее подготовка малыша с учетом его личных запросов. Это настоящая индивидуализация процесса обучения к предстоящей социализации, проф деятельности и проф образованию.
В старших классах остается 10 предметов заместо сегодняшних 20. Они все делятся на 6 групп. Из каждой школьник обязан избрать что-то одно: или углубленное исследование алгебры и тогда пройти русскую литературу по верхотурам, избрав российскую словесность, или засесть за российский язык, а заместо химии, физики и биологии арестовать корпоративный курс естествознание. Грызть только лишь три урока, тот или другой не предпочитают, а навещают все: физическая культура, ОБЖ и новенькая дисциплина Наша родина в мире.
НТВ
— А ежели учащийся освобожден от непременных уроков физкультуры?
ФГОС не регламентирует технологии обучения. По предлогу проведения уроков физкультуры нужно обращаться к руководителям школы.
— Кем будет обусловливаться численность часов, выделенных на исследование того либо другого предмета?
Численность часов на исследование предметов обусловливается учебным планом школы, включенным в состав главный образовательной программы. Главная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательным учреждением в согласовании с ФЗ О образовании без помощи других на базе ориентировочной главный образовательной программы, разработанной на федеральном степени с ролью регионов. В составе ориентировочной главный образовательной программы (они разработаны для исходного и генерального совместного образования) грызть 3-4 варианта базового (ориентировочного) учебного плана. Образовательное учреждение может избрать один-одинехонек из предложенных вариантов либо создать учебный план без помощи других.
— В нынешнее время в расписании десятиклассника 15-17 учебных предметов. ФГОС подразумевает сокращение их числа до 10 (3 непременных и 7 по выбору из предложенных предметных областей). Отчего создатели решили пойти на этакое сокращение?
— Чертеж ФГОС старшей ступени еще не утвержден, он дискуссируется в проф обществе, в СМИ и на степени обширной общественности. Ни о каком сокращении числа предметов речь не следует. Остается неизбежным для исследования обычный набор предметных областей, воспитанник может избрать степень исследования нужных ему предметов.
— Как будет исполняться контроль исполненья запросов ФГОС? Аттестация школьников будет проводиться на основании учебных программ либо портрета выпускника?
Контроль исполненья ФГОС будет исполняться в согласовании с законодательством РФ в образовании. Приготовляется новейший ФЗ О образовании, тот или другой обозначит контрольные процедуры. Ними прибывают, сначала, процедуры лицензирования, аккредитации образовательных учреждений и аттестация выпускников, в том числе, муниципальная аттестация. Критериальной основанием для аттестации выпускников прибывают заявки к результатам освоения главных образовательных программ, выставленные в ФГОС, и конкретизирующие их планируемые результаты. ФГОС и чертеж новейшего закона предугадывают проведение мониторинговых исследований, выявляющих тенденции развития налаженности образования и образовательных учреждений.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники