Пришел, увидел, поступил

ИнститутБез помощи других принять вывод о получении последующего образования сложная задачка для старшеклассника. О том, как можнож посодействовать выпускнику школы определиться с выбором университета, мы попросили поведать Алексея Сергеевича Обухова, кандидата психических наук, доктора, управляющего кафедрой психологии образования, заместителя декана по научной занятию факультета педагогики и психологии МПГУ.
Принципиально, чтоб выбор был свой!
Осматривая вопросец выбора университета, в тот или иной пойдет предстоящее обучение нынешнего выпускника школы, мы дотрагиваемся в целом смыслового выбора на перспектива, тот или другой принципиально определит последующую его жизнь.
К большущему огорчению, на данный момент всюду наблюдается и у нас в стране, и в Европе, неспособность юных старых людей окончания школы сделать самостоятельный жизненный выбор. И надобно произнести, в этом часто и в генеральном
не сами малыши, а их предки: тема родительской гиперопеки лишней заботы и рвения родителей окружать малыша завышенным интересом, предохранять его даже при неименьи настоящей угрозы и обязывать поступать определенным, более безопасным для родителей методом, из года в год обостряется.
Что здесь можнож произнести? Ежели ребенок с юношества избавлен от необходимости самому разрешать родные препядствия, повзрослев, он лишается способности не только лишь без помощи других преодолевать трудности, но даже их трезво расценивать. Он утрачивает способность к мобилизации свойской энергии в тяжелых ситуациях, он ожидает поддержки от остальных и при всем этом не может оказать поддержки ни для себя, ни тому, кто в ней вправду нуждается. Родителям принципиально понять, что ежели ранее, в ситуации социальной стабильности и традиционности сообщества, решать за малыша имелось условной нормой (все как словно бы шло в полезность малыша), то в случае с современным старшеклассником это будет действовать против него. Современный взрослый сам с работой успевает адаптироваться к переменявшимся соглашениям жизни, а правильно принять вывод за свойского малыша на его теснее взрослую жизнь нереально и безответственно.
Ежели уж мы разговариваем о выборе нашего малыша, принципиально разуметь, что приходит отправной точкой в его заключении: показные либо внутренние мотивы. К моему крупному огорчению, великая число студентов на основном курсе разговаривает о наружной мотивации, тот или другой почаще привязана к наружной ситуации, а не глубоко осмыслена: предки произнесли, товарищ пошел, университет близко с жильем, показалось, что это престижно… Тогда как ребята сами не соображают, что этакое престижная профессия на данный момент ситуация одна, спустя 5 лет совершенно другое процесс… И ошибочно ориентироваться на сиюминутную популярность.
Чем главным образом выбор юного жителя нашей планеты зависел от ситуации, тем наименее он осознанный, тем наименее обмысленный, наименее фундаментальный и наименее свой. Принципиально, чтоб выбор был конкретно свой. Сделать выбор это принять на себя ответственность, предугадать последствия, понять ценность и корректность свойского заключения.
Мне приходится часто встречаться с полностью нереалистическим представлением ребят о своей образовательной линии движения. К примеру, приходилось слышать: Я желаю идти в военный университет, так как мать ездила, узнала…) понятно, что мать за него решает все его вопросцы, юноша не включен в настоящую ситуацию, он не чрезвычайно размышляет о водящемся. Либо: Я желаю иметься живописцем, желая живописать не умею. Другими словами вожделения не совпадают с способностями. Естественно, можнож попытаться развить родные возможности, но можнож и помыслить как реалистичны вожделения. Иной пример: Я поеду обучаться за границу. Но при уточнении: А какими языками обладаешь?) оказывается, что толком никакими. Но тогда логичен вопросец: А как ты планируешь обучаться за границей, ежели не знаешь иностранный язык?)
Также нередко можнож следить иллюзорные порывы, базирующиеся на фрагментарном прочтении СМИ, на соц стереотипах, тот или иной подталкивают к неосмотрительным заключениям.
Иногда нетрудно некоторому задать старшекласснику экие уточняющие вопросцы, посодействовать ему задуматься на тем, что необходимо сооружать свой выбор и как его сооружать на что ориентироваться, какими аспектами воспользоваться. И нет непременной надобности вербования каких-то профессионалов-психологов по сиим вопросцам. Главнее, чтоб означаемый взрослый их задал ребенку. И главнее итого, чтоб сиим взрослым был родитель.
При выборе университета юноша заслуживает на распутье, и нам принципиально не вынудить его действовать по нашему выбору, не произнести: Пойди туда либо сюда…) Предки и учителя обязаны побудить ребенка задуматься над значимостью выбора профессии, отдать ориентиры, посодействовать отыскать характеристики для самостоятельного выбора. Но выбор старшеклассник соответствен сделать сам.
На что опираться в выборе квалификации
Ежели ребенок с юношества грезил встать лекарем либо учителем, либо он с радостью навещает кружок Молодой физик либо еще какой иной, он ладно препровождает, что будет сооружать по окончании школы.
Все-таки, обычно, теперешние малыши не знают, что сооружают в свойской профессии их предки либо кто экий биолог, географ они вообщем не много ориентируются в мире профессий. Это затрудняет ситуацию самостоятельного выбора водящейся квалификации. Ребята часто не препровождают для себя, кем быть и куда поступать, и поступать ли вообщем, иногда наступит пора проститься со школой.
Трудности проф самоопределения появляются обыкновенно у 2-ух категорий ребят. Главные пока не отыскали в данной для нас жизни ничего занимательного. Может быть, что учителя не смогли воспитать у их любовь к каким-или предметам, а таланты еще пока не раскрылись. Экие школьники могут ладно обучаться, но они ничем не увлекаются, оттого им тяжело определиться, чем хотелось бы заниматься в водящемся.
2-ая категория подростков чрезвычайно конструктивна в учебе, им занимательно все, они навещают вместе с тем три-четыре кружка, немножко факультативов и спортивных секций. К тому же у их все выходит. Как разговаривают, ежели человек талантлив он талантлив во целым: за что ни возьмется, все выходит. Однако он тоже не может найти, что нравится ему главным образом, с чем он желал бы связать свойскую жизнь.
Как разобраться в для себя? Тут масса элементов: суждение родителей, воздействие окружающих, учителей, различной инфы.
Вот что принципиально: профессия соответственна иметься увлекательна и посильна, созвучна своим вероятностям. Ежели ребенку нравятся животные, растения, то, точно, ему будет занимательно в свойской водящейся проф деятельности встречаться с объектами живой природы. Ежели он любит технику энтузиазм к ней проявится в профессии инженера-конструктора либо физика. Неважно какая профессия призывает, чтоб у жителя нашей планеты присутствовали так-называемые профессионально главные качества: у музыканта слух, у живописца образное мышление, и т.д. Оттого, избирая определенную профессию, принципиально понять, глодать ли у тебя возможности, надлежащие мастерски главным качествам. Точно, в ситуации сомнения надлежит арестовать аспектом для выбора профессии родные возможности в какой профессии они будут очень реализованы.
Способы диагностирования, дозволяющие найти склонности жителя нашей планеты и соотнести их с определенным разновидностью профессии, естественно, глодать, ними можнож пользоваться. Евгений Александрович Климов, знаменитый русский психолог, чрезвычайно издавна, еще в 1960-е годы, разработал психическую типологизацию профессий: человек человек, человек знаковая система, человек художественный образ, человек техника и человек природа. На базе данной для нас типологии глодать диагностические способы. Глодать и вторые, наиболее современные подходы для выявления и содействия проф ориентации.
Правда, может показаться странной попытка диагностировать самого себя на предмет собственных интересов, склонностей и возможностей. Но иногда у жителя нашей планеты не развита личностная рефлексия и он без помощи других затрудняется разобраться в близких внутренних предпочтениях и способностях тогда глодать необходимость пользоваться таковыми наружными костылями, как испытания. Но продуктивнее будет, ежели интерпретацию результатов теста и беседу по дилемме проф возможностей и склонностей, проф ориентации с юным человеком будет проводить квалифицированный психолог.
Склонность еще не выбор
Все-таки на одних возможностях далековато не уедешь принципиальна повадка действовать, трудиться. С иной страны, энтузиазм явление не постоянно устойчивое. Почти все ребята размышляют, что обожают какой-то учебный предмет, а по сути им нетрудно нравится учитель либо они не знают о существовании сферы деятельности вне школьных предметов. Тяжело осознать, понравится ли ребенку психология либо кораблестроение ведь он в школе не изучал ничего сходственного

Для того чтоб не ошибиться, надобно расширять собственный кругозор по отношению к миру профессий. Пусть взрослеющий ребенок побольше выяснит предпочтенную профессию либо специальность со целых сторонок: и с положительной, и с негативной. Он соответствен осознать, что иногда мы сооружаем выбор, постоянно ограничиваем себя, и что пока не сделали его, перед нами целое поле вероятностей и предложений. Не считая того, избирая профессию, мы нередко размышляем о том, что заработаем от нее, но не размышляем, от чего же мы откажемся ради нее, и о том, чего же эта профессия от нас вытребует в соц плане. Как мы готовы иметься в профессии коммуникабельными, как мы готовы даровать собственный талант и развивать его, как это вытребует, я бы например, даже духовных подвигов. Ведь глодать экие профессии, тот или иной призывают великий ответственности, в необыкновенности в профессиях области человек человек.
Более принципиально ориентировать сознание ребят на то, что профессия это не только лишь определенный вид деятельности, это к тому же соц среда, здесь можнож заблаговременно поглядеть, как люди в той либо другой сфере разговаривают, какая у их соц иерархия, какие ценности, и соотнести их со родными, осознать, готов ли ты принять их либо они противоречат твоим своим ценностям и убеждениям. Ежели противоречат то для чего предпочитать эту профессию? А ежели совпадают то, может, это твое?
Это главные вещи, и юные люди обязаны думать над ими.
Специальность профессия университет
Надобно признать, что в огромных городках старшеклассники быстрее избирают не профессию, а университет. В окончательном счете это определенная антропологическая трагедия, потому что выбор профессии с выбором университета смыкается сейчас только на 1015%.
И только лишь иногда выбор университета следует не на основном участке, а как образовательное место для получения избранной профессии мы можем разговаривать о последовательности и осознанности учения свойского жизненного пути в сфере проф деятельности.
Ситуация выбора университета лежит на 3-х китах: хочу, могу, надо. Хочу соединено с выбором профессии что я мыслю о том, к какой профессии у меня глодать склонности. Могу соединено с соответствием свойской своей подготовки степени запросов к поступлению в избранный университет.
Надо обусловливается настоящим соц запросом к профессии, ее востребованностью и значимостью в сообществе. Все-таки не надлежит надо разглядывать как кто-то от меня вызвал, вот я и делаю. Надо это понимание значимости себя для остальных, реализация близких талантов. Кстати, само слово профессия с латинского (professio) официально указанное занятие. Это слово вышло от profiteer объявляю близким делом.
При выборе университета аспекты другие, чем при выборе профессии либо квалификации. Принятие заключения обязано основываться на почти всех факторах теснее не психического нрава: репутация университета, конкурс на специальность, ватерпас профессорско-преподавательского состава, техно оснащенность и т.д. Здесь надо вкупе с родителями и учителями проанализировать все будущие предоставленные. Могут иметься употреблены рейтинги вузов, их максимум, и к ним необходимо касаться с достаточной осмотрительностью. Пока у нас в стране адекватного рейтинга нет, тем более светло, что превосходный рейтинг постоянно публикует характеристики, по тот или иной он изготовлен, и можнож помыслить, совпадают ли они с тем, что важно для вас. Полезно сходить на задевай обнаруженных дверей (фактически во целых университетах экие проводятся), где вы не только лишь побываете в помещении университета, да и увидите студентов, педагогов, почувствуете атмосферу, а также узнаете нужную информацию для вероятного поступления.
При всем этом, пожалуй, не нужно уж чрезвычайно побаиваться ошибиться с выбором: всякий опыт по-близкому полезен, в чем-то он все одинаково позже понадобится. Целый ряд вузов и квалификаций в любом случае организует мировоззрение и сознание юного жителя нашей планеты, приносит потенциал воплотить себя в совсем различных сферах деятельности. У меня глодать много образцов, иногда выпускники института действуют в профессии, не связанной с той квалификациею, тот или другой изучали в вузе, но они соображают, что только лишь их институтское образование пустило им изумительную потенциал реализоваться в совсем иной профессии.
Советы родителям
Я бы выделил три более всераспространенные позиции родителей по отношению к выбору ребенком профессии и университета.
Почаще наблюдается ситуация выбора за малыша и это деяние против малыша. Тут родителям можнож порекомендовать ориентироваться на малыша и ожидать от него, что он разыщет в для себя множества к некой внутренней эмансипации, при всем этом не разрушив превосходных отношений с родителями. Нам надлежит держать в голове: чем выше гиперопека тем выше возможность разрыва отношений. И ответственность тут в большей мере лежит на родителях. Ежели они не лицезреют способности самостоятельного выбора квалификации близким ребенком это великая тема для малыша, а в окончательном счете, и для самих родителей.
Вторая крайность в поведении родителей неучастие в выборе малыша. Он взрослый, пусть сам все решает…) Экая конструкция годится только лишь по отношению к ребенку, у тот или другой к возрасту выпускника школы сформировалась уравновешенная внутренняя позиция, отталкиваясь от чего же он может осознанно сделать собственный выбор, тот или другой будет адекватным. Повторюсь, на данный момент не много кто из подростков реально готов к этакому выбору.
И в конце концов, более продуктивной видится позиция соучастия родителей в тяжбе выбора квалификации и университета. Предки обязаны вдохновлять малыша задуматься, кем желаешь иметься, какие возможности для тебя даны, что можешь и чего же желаешь соотнести то самое хочу с могу, соотнести это с плюсами и минусами, с соц запросом (надо), решить, какую планку для себя можешь поставить и как приготовляться к ее взятию. Эти вопросцы ребенок сам для себя может и не задать, он очень занят иными неуввязками, к примеру, межличностными отношениями со ровесниками и т.п. И подмога взрослого содержится в том, чтоб направить интерес свойского малыша на значимость поиска собственных ответов на их.
Савельева Ф. Н.
Статья размещена в православном журнальчике для родителей виноград (3(41) май-июнь 2011).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники