Можнож ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие оплошности дозволяют предки и как их недопустить? В этих трудных вопросцах сориентирует разобраться психолог.
Что экое самостоятельность?
Традиционно предки начинают думать о самостоятельности свойского малыша, иногда тот начинает ходить в школу. Но начинать воспитывать это качество необходимо еще ранее и чем ранее, тем большущих фурроров можнож достичь.<!—more—>
До того как разговаривать о том, как воспитывать в детях самостоятельность и иногда нужно это мастерить, необходимо определиться с тем, что же все-таки это такое. Ответ на вопросец, что все-таки экое самостоятельность, будет различным, в зависимости от возраста малыша.
Традиционно самостоятельность соображают ориентировочно так: это умение жителя нашей планеты собственно, без инородной поддержки править и распоряжаться близкой жизнью; это умение самому встречать вывода и дышать ответственность за их последствия; и тому схожее. Но все эти определения фактически не применимы к малым детям 2-3-х лет либо дошкольникам, жаждая и у их мы можем следить некие способности самостоятельности. Ежели разговаривать о малеханьких детях, то к ним наиболее приемлемо применять должно определение самостоятельности: это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то период, без поддержки взрослых.
Профессионалы определяют самостоятельность эким образом:
умение действовать по своей инициативе, подмечать необходимость свойского роли в тех либо других обстоятельствах;
умение исполнять обычные подевала без обращения за поддержкой и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации данных заявок и соглашений деятельности;
умение осознанно действовать в новейших договорах (поставить целься, учитывать обстановки, исполнять элементарное проектирование, заработать итог);
умение исполнять простый самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение выносить ведомые методы деяний в новейшие обстановки.
Самостоятельность развивается равномерно, и начинается этот процесс довольно рано. Доставляйте отметим более принципиальные этапы и возрастные периоды для становления этого главнейшего людского свойства.
Этапы становления
Сначала, это ранешний возраст. Теснее в 12 года у малыша начинают появляться 1-ые признаки самостоятельных деяний. Необычно ясно рвение к самостоятельности проявляется в 3 года. Живет даже экое понятие, как кризис 3-х лет, иногда ребенок то и процесс заявляет: Я сам!). В этом возрасте он все желает мастерить сам, без поддержки взрослого. Но на этом шаге самостоятельность приходит едва эпизодической чертой ребяческого поведения.
К баста этого периода самостоятельность останавливается сравнительно устойчивой индивидуальностью личности малыша.
Подростковый возраст иногда ребенок отделяется от родителей, устремляется к независимости, самостоятельности, хочет, чтоб взрослые не лезли в его жизнь.
Как лицезреем, предпосылки развития самостоятельности складываются в ранешном возрасте, но едва начиная с дошкольного возраста, она заслуживает системность и может рассматриваться как предназначенное личностное качество, а не попросту как эпизодическая черта ребяческого поведения.
К баста подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется конечно: ребенок не попросту умеет что-то мастерить без инородной поддержки, да и брать ответственность за близкие поступки, планировать близкие деяния, а также себя контролировать и приносить оценку результатам собственных деяний. Ребенок начинает обдумывать, что самостоятельность не значит полной свободы деяний: она постоянно удерживается в рамках принятых в сообществе норм и законов, и что самостоятельность это не хоть какое деянье без инородной поддержки, но деянье осмысленное и социально применимое.
Наши назначения
Ежели разговаривать о воспитании самостоятельности, то, отталкиваясь от различных возрастных шагов, можнож пустить последующие назначения родителям.
Ранешний возраст
1. Нужно держать в голове, что не надо исполнять за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Ежели ребенок теснее выучился, к примеру, глодать либо одеваться без поддержки взрослого, то пустите ему вероятность мастерить это без помощи других! Разумеется, Вы сможете одеть малыша скорее, чем он сделает это сам, либо накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности малыша.
2. Идет подсоблять ребенку лишь в том случае, ежели он сам просит взрослого о поддержки. Не надо вмешиваться в деятельность малыша тогда, иногда он чем-то занят, ежели он не просит Вас о этом. Разумеется, взрослые часто превосходнее соображают, как выполнить то либо другое деянье, но принципиально пустить вероятность ребенку разыскать заключение без помощи других! Пусть он обучается постигать какие-то вещи сам и мастерить малые открытия. Но родителям при всем этом идет водиться мудрыми! Ежели ребенок сооружает что-то, доставляющее опасность для него, то идет, конечно, оградить его от этого, даже ежели он не просит о этом.
3. Необходимо всячески поощрять рвение к самостоятельности. В этом возрасте ребенок чрезвычайно густо повторяет: Я сам!). Принципиально не препятствовать ему в этом стремлении (разумеется, в рамках мудрого), всячески провоцировать его пробы самостоятельных деяний. Чрезвычайно густо предки на неумелые пробы свойского чада что-то сделать без помощи других реагируют так: Не мешай!), Отойди, Ты еще небольшой, не преодолеешь, я сам(а) все сделаю и т.д. Пытайтесь приносить ребенку вероятность изведать близкие массы. Желает он промыть пол, пустите ему ведерко и тряпку. Для вас будет нужно позже в итоге пару минут, чтоб незначительно убрать за ним лужи, образовавшиеся в итоге его работы, но зато у малыша будут формироваться способности не только лишь самостоятельности, да и трудолюбия. Желает он постирать личный носовой платочек? Разрешите ему сделать это. Ничего ужасного, ежели позже Для вас приведется перестирать его, ведь в этот причина не настолько главен окончательный итог. Поддерживайте малыша и одобряйте его деяния ведь он так нуждается в этом. Генеральное не мастерить предметом шуток его неумелые пробы. Ведь от малыша иногда требуется чрезвычайно максимум усилий для того, чтоб сделать то, что взрослому будто азбучным и легким. Ежели у малыша что-то не выходит, можнож деликатно разъяснить ему ошибку и беспременно подбодрить, сориентировать ему поверить в то, что у него беспременно все получится.
Дошкольный возраст
1. В этом возрасте хорошо приносить ребенку вероятность без помощи других предпочитать то, что он настоящее наденет. Но при всем этом идет не забывать, что ребенку необходимо сориентировать с выбором. Ему необходимо разъяснить, к примеру, что на данный момент осень, дождики, прохладно на улице, оттого летнюю одежду нужно отложить до весны, а вот из осенних вещей он может избрать, что ему главным образом по душе. Можнож также начинать вкупе с ребенком совершать покупки в магазине и учесть его выбор.
2. Но, пожалуй, генеральная задачка взрослого приучить малыша к идеи, что для него, как и для цельных в семье, есть определенные верховодила и нормы поведения, и он обязан им подходить. Для этого принципиально фиксировать за ребенком неизменное поручение, соответственное его возрасту. Разумеется, потенциала малыша в дошкольном возрасте еще чрезвычайно малы, но все-таки они глодать. Даже самый небольшой ребенок 2-3-х лет, а тем паче дошкольник, в состоянии убрать, к примеру, личный уголок с игрушками. Также повинностью дошкольника в семье готов стать поливка комнатных растений, подмога в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), подмога в уходе за семейным питомцем и др.
3. Не идет отгораживать малыша от заморочек: дозволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями собственных деяний (либо свойского бездействия).
4. Воспитание самостоятельности подразумевает также формирование у малыша умения разыскать себе занятие и какое-то период заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
5. Главной ошибкой взрослых в воспитании ребяческой самостоятельности приходит, гуще в итоге, гиперопека малыша и полное устранение от помощи его деяний.
Подростковый возраст
Родителям малышей-подростков приходится обучаться отпускать собственных малышей, избавляться от повадки управлять их жизнью. Ведомые иностранные профессионалы по службе с родителями подростков, супруги Байярд советуют применять програмку из 3-х шагов, тот или другой подсобляет ребенку замерзнуть наиболее самостоятельным и ответственным.
1. Основной шаг: нужно составить полный перечень того, что задевает, волнует Вас в поведении Вашего малыша. Необходимо нацарапать то, что волнует и задевает конкретно вас, а не семью в целом либо вторых жителей нашей планеты.
2. 2-ой шаг: иногда перечень будет готов, нужно выделить то, что обладает определенные последствия для малыша, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас волнует то, что ребенок не желает обучаться далее в школе, а опосля 9-го класса планирует покинуть в институт, а Для вас чрезвычайно охото, чтоб он стал дипломированным профессионалом и обладал высшее образование. Но это влияет, сначала, на жизнь Вашего малыша. Исключайте эти пункты из свойского перечня и включайте их в список того, что подобать заботить сейчас вашего малыша. Но вы сможете бросить в перечне те пункты, тот или другой обладают отношение конкретно к Для вас. К примеру, Ваш ребенок стал дурнее обучаться, скатился на тройки, жаждая ранее был хорошистом. Это, сначала, его процесс, за тот или иной ему приведется дышать ответственность. Но ежели из-за этого Вас вызывают в школу, и для вас приходится выслушивать различные противные вещи о его учебе и поведении, то это дотрагивается и Вас тоже.
3. 3-ий шаг. Сейчас у вас глодать список тех поступков малыша, тот или другой влияют на Вашу жизнь. Вот с ими и необходимо функционировать. Для этого, во-основных, откажитесь от своей ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в для себя доверие к тому, что ваш ребенок может сам встречать правильные вывода во цельных этих вариантах. Пустите ребенку осознать и ощутить это ваше доверие.
Previous Post: Близорукость у детей