Задача родителей, педагогов и всех взрослых, в окружении которых растет ребенок, научить его основным понятиям о добре и зле, обогатить духовно-нравственное воспитание дошкольников ценными знаниями об уважении к окружающим и помочь ему вырасти достойным членом общества.
Что такое хорошо и что такое плохо?
В определенном возрасте ребенок начинает давать оценку своим поступкам и действиям. У всех детей это происходит в разное время. Большую роль в развитии личностных качеств оказывает воспитание, дать которое малышу способны только взрослые. На моих глазах, пятилетний друг моего сына, Артемка, играя в песочнице, накинулся на мальчика младшего возраста с песочным ведром. Дебошира пришлось взять за руку и принудительно конвоировать к родителям. Очень хотелось прочитать по дороге лекцию о том, что младших обижать нехорошо, но выслушав объяснения мальчика, мне пришлось согласиться с тем, что в этой ситуации прав оказался он. Его сосед по песочнице принялся мучить бездомного кота – он натянул на голову несчастного животного пластиковую бутылку, а на все просьбы Артемки прекратить издеваться над котом, пытался доказать тому, что это очень смешно. Потому — то Артемка и решил проучить соседа и натянул ему на голову пластиковое ведро, чтобы тот оценил шутку, которую сам же и устроил.
Понятия о том, что является хорошим поступком, а что заслуживает осуждения, у мальчишек оказались разными и виноваты в этом, скорее всего, были взрослые.
Прививая нравственные качества личности, необходимо проводить с детьми беседы на этические темы, читать вместе с ними художественную литературу, обсуждать положительные и отрицательные поступки детей. Отправляя малыша в детский сад, необходимо объяснить ему, что существуют три «нельзя»:
- Нельзя обижать и бить людей;
- Нельзя ломать и портить результаты труда других людей;
- Нельзя брать чужие личные вещи без разрешения их владельца.
Объяснение этих простых истин должно быть понятно и доступно малышу. Сделать это лучше, читая, совместно книжки с яркими картинками, показывая ребенку наглядно, как стоит поступать в определенной ситуации и чего делать не стоит вовсе. Я, к примеру, рассказала своим детям, что жизнь похожа на полосатую зебру и все ее белые полосочки – это хорошие поступки, а темные – плохие. На что младший сын мне, кстати, заметил: «Это ж сколько плохого, умудрилось натворить за свою жизнь животное!»
Принципы духовно-нравственного воспитания | Каким образом можно донести до ребенка информацию |
Построение жизни на принципах добра, без зла и греховности | Православные сказки и сценки |
Гуманизм по отношению к окружающим | Познавательные лекции, беседы |
Культурное развитие | Посещение природных музеев, знакомство с национальной культурой |
Гармоничное развитие | Рост и развитие личности, сообразно возрасту и полу. |
В религиозных вопросах взрослые могут высказать свою точку зрения по отношению к вероисповеданию, но навязать свою позицию ребенку они не вправе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников потому и имеет свои особенности, что лишь повзрослев, человек сам решает, что он хочет добиться в этой жизни, к чему стремится. А на самую важную ступеньку его духовного роста, помогли ему подняться те навыки и простые истины, которые привили ему в детском возрасте родители.