Для чего необходимо экологическое воспитание?
Каждый человек наделен какими-либо индивидуальными особенностями, талантами, умениями или мастерством. Как правило, эти отличительные характеристики берут начало в раннем детском возрасте. В этот период у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возникло и закрепилось чувство сострадания к живой природе, интерес к окружающему миру растений и животных, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Перед воспитателями поставлена важная задача, состоящая в том, чтобы ненавязчиво и без принуждения показать ребенку, насколько тесно взаимосвязаны и взаимозависимы все природные составляющие, среди которых человек является главным звеном.
Если экологическое воспитание будет начато в раннем дошкольном возрасте, то велика вероятность того, что маленький человек не вырастет «равнодушным потребителем» природных ресурсов.
Что входит в понятие экологического воспитания дошкольников?
В состав экологического воспитания входит: | Назначение |
Воспитание в ребенке сострадательного отношения к природе | Ребенок должен усвоить основные принципы бережного отношения к окружающим его природным ресурсам. В сознании маленького человека должно «укорениться» понятие, что нельзя вредить окружающей среде или уничтожать ее. |
Духовное развитие | «Внедрение» в детский разум понятия о неповторимости экологической системы на нашей планете, о тесной взаимосвязи всего живого. |
Формирование художественного восприятия | Воспитание в ребенке чувства прекрасного, способности ощутить природную красоту и желание уберечь ее первозданность. |
Желание ребенка участвовать в работе по защите природы | Важная составляющая экологического воспитания дошкольников, подразумевающая непосредственное участие в уходе за животными и растениями. Это может быть ухаживание за цветами в школьной оранжерее или установка скворечников для «поддержки» птичек зимой. |
Только комплексное применение всех «компонентов» экологического воспитания может эффективно воздействовать на сознание ребенка и дать положительный результат.
Формы экологического воспитания дошкольников
- Проведение экскурсий. При помощи этого метода можно «визуально» заинтересовать деток красотами окружающей природы. Экскурсии можно проводить в интересных живописных уголках природы, например, в лесу, в поле или хотя бы в городском парке. Воспитатель должен заранее разработать план мероприятия, включив в «репертуар» разгадывание загадок, проведение конкурсов и чтение подходящей по теме литературы.
- Беседы с детьми. В целях экологического воспитания детей воспитатели могут проводить кратковременные беседы. В ходе этого мероприятия дети могут быть ознакомлены с различными объектами живой природы (цветы, животные, птицы, рыбы). Ребятам будет интересно посмотреть книжки или журналы на заданную тему.
- Подготовка праздников. Все детки любят праздники и с удовольствием помогают в подготовке к ним. Например, новогодний утренник или спектакль привлекают ребят красивыми декорациями, яркими костюмами. Такую «любовь» детей к праздничной атрибутике можно использовать в процессе экологического воспитания. Дошкольникам понравятся праздники «Золотая осень», «Весенние первоцветы» и другие тематические мероприятия.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников направлено на развитие у детей сознательного и бережного отношения к природе.