Дочка, возвратясь из садика, рассказывала Обуреваемая чувствами, спешила, начинала одно, перепрыгивала на иное, переключалась на третье. Местоимения шли частыми вагончиками, наезжая и нажимая друг дружку: Она меня а позже я, а здесь они, а мы не желали, а они!..) Я ничего не сообразила. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и конечно запуталась, расплакалась, разумея, что так ничего и не поведала. Я огорчилась не младше. Дочке 5 лет, сквозь год — в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать родные чувства. Я, вежливая на Гоголе и Густом постоянно морщусь, слушая сумбурную и скудную речь дочери.
Вся школьная программа базирована на пересказе, прочитал — пересказал, потому пока грызть пора, необходимо попытаться развить этот навык.
Поменяться самим, поменять среду, окружающую малыша
Малыши разговаривают на том языке, на тот или другой изъясняются окружающие. Пару дней я послушала, как мы общаемся товарищ с товарищем и с тоскою отметила, что в ежедневной речи употребляется малый словарный запас, экий, чтоб тебя сообразили окружающие. Подай, пожалуйста, чашечку. Ты пойдешь гулять?) Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты — очень изредка. Речь наша предметна, унифицирована. Потому, ежели я желаю развить связанную речь у малыша, раскрасить ее образными словосочетаниями, сначала, я сама обязана сказать, применяя все обилие российского языка. Я стала смотреть за близкой речью. Генеральной принцип речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, употреблять трудно — подчиненные предложения и развернутые выражения, сказать ясно и образно.
Это водилось трудно. Подай, пожалуйста, голубую чашечку с белоснежной каемкой, быть достойным на 2-ой полочке в кухонном шкафчике. Настоящее великолепная погода! Солнце освещает ясно, на небе ни тучки. Иногда мы пойдем гулять в сквер, какие игрушки арестуем с собой? Может, кого-нибудь пригласим на прогулку?) На экий вопросец ребенок, согласитесь, теснее не сумеет односложно ответить да нет.
Это призывает заинтересованности и периода. Вы будете уставать сказать развернутыми предложениями, утомитесь выбирать прилагательные и образные сопоставленья, но равномерно это разовьется в повадку. Постарайтесь и вторых членов семьи переключить на экий раскрашено — развернутый метод общения.
С чего же начать?
Ежели у малыша нет опыта пересказа, можнож возвратиться к басням, историям, тот или другой добро знает малыш. Мать начинает говорить, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, окончить фразу. Опосля закрепления этого навыка, малыш теснее сам начинает повествование, а подхватывает мать. Равномерно ребенок сумеет пересказать творенье целиком.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста подсобляет театрализация с поддержкой игрушек либо пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием цельных персонажей.
Пытайтесь фразу: Перескажи услышанное, прочитанное заменить забавой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, тот или другой разыгрывает радио-спектакль. Вечерком вы его уложили в постель и поведали сказку, а он в близкую очередь возлагает дремать родные игрушки и, так же как и вы угощает их сказочной историей.
Чтение
Чтение играет громадную роль в формировании словарного запаса малыша. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книжек, где деятельно развивается сюжет, максимум деяния и интегрированных разговоров, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о странствиях. Обратитесь к книжкам наших немеркнущих классиков, и теснее сквозь незначительный просвет периода вы почувствуйте красу и достояние российского языка, его мелодику, выучитесь наслаждаться стилистикой художественного творения, и примечать ляпы и убогость современного языка, встречаемые не только лишь в разговорной речи, да и в письменной.
Ежели в тексте встречаются неизвестные слова и понятия, разъясняйте их малышу, приведите образцы, в каких вариантах они употребляются. Пусть ребенок сам придумает предложения с употреблением новейших словечек и понятий.
Книжка повод к разговору. Дискуссия прочитанного
Ежели вы читали малышу, минут 30, а позже захлопывали книжку, то сейчас перестройте процесс чтения. Пятнадцать минут читаете, пятнадцать минут разговаривайте о прочитанном. Ватерпас обсуждения зависит от интеллектуального развития малыша. Ежели мал, то и вопросцы самые обыкновенные: О чем рассказывается в басне? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?) Ребенку повзрослее и вопросцы наиболее взрослые: Верно ли поступил мальчишка? А как ты размышляешь, что могло произойти далее? А чтоб ты предпринял на площади героя?)
Поначалу малыш пересказывает текст близкими словами, потом задание усложняется, вы требуйте обрисовать, например, персонажа, обстановку, пора года, применяя те же слова и образы, тот или другой употреблял создатель. При чтении пытайтесь их интонационно выделить из текста: Рослая хворостина, лапы красноватые растопырили, домик подсказывал грибок, был махонький приземистый с бурой черепичной крышей.
Мать не только лишь обращает беседу, задавая вопросцы, а строит диалог. Высказывает свойское воззренье, время от времени оно сознательно посещает неправильным чтоб ребенок мог увидеть ошибку, неправильную мысль и маму поправить. Взрослый принуждает малыша высказать свойское воззренье и сказать о том, что не прописано в книге.
По ходу чтения мать уделяет свое внимание на то, что ей понравилось либо ее поразило. Это быть может благовидный сравнительный оборот, ясное красочное изображение объекта либо неустрашимый поступок героя. ( Я бы, точно, ужаснулась, а ты бы сумел перейти сквозь буянящую реку?) Чтение это диалог меж книжкой и ребенком. Книжка это непассивный объект, прочитал и поставил на полку — это повод побеседовать, обсудить, поразмышлять.
Обращайте заинтересованность, как строится ваше дискуссия прочитанного, глядите, чтоб не водилось бесед допросов: ваш вопросец, ответ малыша. Вы собеседуете, текст быть может предлогом вспомнить ранее прочитанную книжку либо вариант. Пытайтесь принудить малыша, сказать как можнож преимущественно и по способности развернутыми предложениями.
В беседе, кроме вопросцев, направленных на осмысление текста и припоминания последовательности развития событий, применяются разнообразные приемы вербование заинтересованности малышей к языку творения, к авторской свойства героев, к изображению периода, деяния героев, к пунктуальным определениям, сопоставлениям, фразеологическим оборотам.
Читая превосходную литературу, вы будете приобретать наслаждение сами, и ваше удовольствие чтением передастся ребенку.
Пересказ по картинке
Ребяческие книжки добро оформлены, и неважно какая иллюстрация прибывает предлогом побеседовать. Ты так для себя препровождал ключевого героя? А как ты размышляешь, живописец верно нарисовал это пора года? А какой причина басни проиллюстрирован? А какие действия произошли далее?) По одной иллюстрации можнож придумать не один-одинехонек десяток вопросцев. Можнож предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и позже обсудить его картинку к тексту.
Пересказ содержания близкими словами
Нередко встречаемое задание на уроках пересказ прочитанного близкими словами. Ребенок часто пугается, и все свойское заинтересованность обращает на вспоминание текста, считая, чем скорее к оригиналу он скажет, тем правильнее он выполнит задание. И пренебрегав авторский текст, он стопорится и замолкает. Решить эту вопрос можнож, научив малыша пристально читать либо слушать текст, а потом войти в прочитанное, узреть содержание близкими очами, встать на пора работающим личиком и пересказать то, что его окружает, то, что он лицезреет.
Часто ребенок не разумеет смысл и содержание текста, потому не может хорошо его пересказать. Поначалу изучаемый вещество необходимо тщательно демонтировать, уяснив смысл каждого слова и понятия, разыскать к новеньким терминам синонимы, теснее знакомые ребенку. Ежели позже он и забудет новое для него слово, то сумеет заменить его остальным, похожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, разжевывайте текст, это залог грамотного пересказа.
Рассказ о событии
Занятие с литературными текстами и навык пересказа приведут к тому, что ребенок перенесет новое умение в жизнь. Равномерно он будет все наиболее ясно и образно говорить о событиях, случившиеся с ним, он сумеет верно и светло формулировать родные эмоции. Расширив словарный запас, он просто будет отыскивать слова, чтоб обрисовать эмоции и чувства. Частично в этом ему сориентирует и ваше акцентированное заинтересованность на тех фрагментах текста, где описываются чувства и эмоции героев.
На определенном шаге формирования грамотной и образной речи малыша, от родителей будет нужно ювелирная тактичность, чтоб в подходящий причина направить малышу подобрать необходимое слово, сравнительный оборот, чтоб метко передать личный чувственный настрой. Почти все малыши начинают нервничать, дуться, а то и совсем зарубцовываются, отрицаясь говорить далее, ежели во пора их повествования мать вставила слово. Необходимо мелко ощущать малыша и разуметь, нуждается ли он в родительской поддержки. Ежели малыш отклоняет ваши пробы ему подсказать, не подсобляйте против воли. Сквозь некое пора, ежели речь шла о событии, на тот или другой и вы присутствовали, то поведайте близкую версию, в ключе, что для вас преимущественно в итоге запомнилось-понравилось, чтоб у малыша был эталон, того, как можнож водилось поведать.
Хоть какой рассказ о происшедшем событии базируется на 2-ух главных качествах. Главное, наше заинтересованность выборочно и 2-ое, у цельных родные жизненные ценности. Потому, иногда ваш ребенок прибывает из гостей, не ожидайте от него досконального пересказа: Кто был, что ели, кто что подарил. В ответ вы услышите: Какая машина имелась у Пети, и какие фантики у Насти. Для малыша главны игрушки, а не сколько видов колбасы водилось на столе. Малыш живет в своих ценностях и в близком темпе, здесь он поглядел, сбегал туда, поймал пирожок и потому от него доскональный отчет, что водилось поначалу, что позже и кто что делал, не ожидайте. Но, ежели у малыша грызть наработанная основание по пересказу художественных творений, то на вашу просьбу: Я не имелась в гостях у твоего приятеля, расскажи мне, пожалуйста, так, чтоб я могла представить, как там все было, вы приобретете хватить внятный рассказ.
Забавный вариант
Обучите малыша выделять из событий дня занимательные и забавные случаи, акцентируйте на их заинтересованность, пересказывайте их сами, а позже передайте это право ребенку.
Смешные случаи можнож не только лишь пересказать, да и проиграть интонационно, разбив на роли. Поначалу вы озвучивайте все роли сами, а позже едва лишь одну, другие проигрывает малыш.
Просмотр комедийных кинофильмов, чтение шутливых рассказов и наше заинтересованность к смешным случаям, что происходят в жизни, создадут благосклонную обстановку, чтоб выучиться созидать забавное, наслаждаться им.
Веселая смешливая семейная обстановка с наскоком свободной драматичности и готовностью в всякую минутку похохотать, сделает вашего малыша радостным, раскрытым, умеющим оценивать шуточку и поведать о ней.
Сделайте повадкой, что о событиях прошедшего дня ведает ребенок, отцу, пришедшему с службы либо приехавшей в гости бабушке. Не перебивайте, не подгоняйте его, подбадривайте, подкидывая ему те случаи, о тот или иной он пренебрегал упомянуть.
Забавы для расширения словарного запаса малыша
Эти словесные забавы не занимают доп периода, в их можнож играться по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как увидели, что заинтересованность малыша стало переключаться на чужеродные объекты, забава прекращается.
1. Поводырь. На прогулке мать покрывает глаза, и ребенок ей обрисовывает, что их окружает.
2. Изображение объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, применяя как можнож преимущественно неповторяющихся словечек.
3. За кем крайнее слово. По очереди обрисовываете объект, за кем остается крайнее слово, тот и выиграл.
4. Мать начинает говорить историю, иногда она мастерит паузу, ребенок вделывает необходимое по смыслу слово.
5. Что быть может? Взрослый нарекает прилагательное, а малыш к нему — существительные. К примеру, Черное. Что быть может черным? Ребенок перечисляет: свет, дерево, портфель, краски Потом забава напротив. Именуется предмет, и к нему подбираются прилагательные. Мяч, какой?) Совершенный, резиновый, красно-голубий, новейший, великой
6. Стань писателем. Предлагается 5-7 словечек и из их необходимо составить рассказ. Ежели малышу трудно со слуха уяснить слова, то можнож предложить рисунки. Поначалу это быть может экий набор: лыжи, мальчишка, снеговик, собака, елка. Потом задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
7. Разыскать повтор. Мать произносит стилистическую ошибочную фразу, а малыш пробует разыскать тавтологию и поправить ее. К примеру, Папа посолил суп солью. Маша облекала одежду на куклу.
8. Забава в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый нарекает слово, ребенок выбирает слово антипод. Горячее-бездушное, зима-лето, великой — маленький.
9. Забава в синонимы. К примеру, синоним к слову палка — трость, клюка, костыль, посох.
10. Что увидел? Обратите заинтересованность малыша на проплывающие облака. Что подсказывают воздушно-небесные корабли? На что схожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
11. Заведите папку маленького формата, тот или иной комфортно носить с собой. В ней можнож держать дидактический вещество, подсобляющий вашим занятиям забавам по развитию речи малыша. Это рисунки, фото, загадки, незначительные тексты, кроссворды. Постоянно в движение дня можнож разыскать пару минут, для того чтоб раскрыть папочку и поиграть с малышом в разговорные забавы. Вещество для сходственных игр-занятий можнож разыскать в любом книжном магазине. Он выходит в серии Практическое пособие по развитию речи.
12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию необходимо составить связанный рассказ. Потом задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает поочередную цепочку разложенных картинок и нарекает их в том порядке, в тот или другой они лежали. Численность употребляемых в забаве карточек зависит от возраста малыша, чем ветше тем картинок преимущественно. Невзирая на глядящую сложность забавы, детям этот вид веселия нравится. Они начинают соревноваться, кто преимущественно запомнит картинок.
Школа чтения О. Андреева
Живет теснее обработанная и зарекомендовавшая себя техника чтения Олега Андреева. В его школе прыткого чтения теснее не одно десятилетие занимаются малыши разного возраста, устремляющиеся развить близкую речь, поле зрения, образное мышление и выучиться легко учиться в школе. По занятию с хоть каким текстом О. Андреев советует экую схему выделения ключевого из прочитанного мат-ла: заглавие, создатель, факты (фамилии, географические предоставленные, разнообразные количественные предоставленные), деяние (какие деяния совершают герои прочитанных творений, и какие действия там происходят), главное содержание прочитанного (это короткий пересказ близкими словами смысла, содержание текста).
Занимаясь с ребенком чтением либо обсуждением прочитанного, доведите до автоматизма службу по данной для нас схеме. Она сориентирует хорошо действовать с текстом и не увязнуть во второстепенных компонентах творения.
Отменная разговорная речь дает гарантию не только лишь успехи в школе, да и прибывает закладом коммуникабельности, общительности, умению разыскать язык с людьми, органично вписаться в коллектив. Мы все жаждем созидать собственных малышей в центре заинтересованности, окруженными приятелями и подругами. Так приносите же им сориентируем встать этакими.
Previous Post: Асана для будущей мамы
Next Post: ВСЕВОЛОД